Использование универсальных средств в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста |
Математика детям | |||
Автор: Липатова Ольга Николаевна | |||
13.10.2021 20:46 | |||
Использование универсальных средств в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста Липатова Ольга Николаевна, преподаватель дошкольных дисциплин ГАПОУ «Казанский педагогический колледж», г. Казань, Республика Татарстан. Актуальность темы обусловлена тем, что социальный заказ в сфере образования отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе. Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника. Любые виды логико-математических игр, входящих в проблемно-игровую технологию, способствуют математическому развитию детей, умения использования логики при познании мира, повышают познавательный интерес. Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение влияния развивающих игр на математическое развитие старших дошкольников. Большое значение в математическом развитии дошкольников придается использованию таких универсальных средств, как развивающие игры «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Как отмечает Р.Л. Непомнящая и Е.А. Носова эти игры как дидактические средства в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Так в процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать-декодировать. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно активно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. Но на данный момент блоки Дьенеша и палочки Кюизенера стараются внедрить в систему образования, и в чемпионатном движении WorldSkills Russia в компетенции «Воспитатель детей дошкольного возраста» одним из конкурсных заданий является «Разработка и проведение интегрированного занятия (игры) с подгруппой детей с использованием развивающих (дидактических) материалов (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)» В работе со студентами, на занятиях, после изучения теоретических вопросов по проблеме математического развития старших дошкольников через универсальные средства обучения организуем исследовательскую работу. Обследование детей состоит из 3-х этапов. Для определения уровня формирования интеллектуального развития детей используем методику: цветные матрицы Равена. По итогам первого этапа разрабатываем перспективный план занятий с использованием развивающих дидактических пособий с детьми 6 – 7 лет по математическому развитию. После всех проводим контрольный эксперимент по той же методике для определения её эффективности. Результаты выполнения заданий намного выше, уровень развития интеллекта, следовательно и логико – математическое мышление дошкольников повышается, это говорит, о том, что проведение подгрупповых и индивидуальных занятий улучшают процесс математического развития старших дошкольников. Таким образом, обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, упражнений, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических квестов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
|