Мастер-класс «Применение учебно-игрового пособия из серии «Нескучная математика» в формировании представлений о цифре и счёте» |
Математика детям | |||
Автор: Федорова Ирина Николаевна | |||
17.10.2021 08:44 | |||
Мастер-класс «Применение учебно-игрового пособия из серии «Нескучная математика» в формировании представлений о цифре и счёте» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Саргатский детский сад №4» Саргатского муниципального района Омской области Подготовила: Федорова Ирина Николаевна Воспитатель высшей категории подготовительной группы №2 Р. П. Саргатское 2020г. Доброе утро улыбчивым лицам! Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Федорова Ирина Николаевна воспитатель высшей категории МБДОУ «Саргатский детский сад №4» Хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Применение учебно-игрового пособия «Яблоки на тарелках» из серий игр «Нескучная математика» в формировании представлений у детей о числе и счёте» Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, Познавательная область развития, отводит большое значение формированию количественных представлений, понятию о числе и счетных навыках. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников, реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем введения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.
Передо мной встал вопрос о том, как ввести, что то новое и побудить интерес у детей к математике. Обратилась к педагогу Михайловой З.А., которая занимается исследованиями по проблемам развития количественных представлений у детей. Познакомилась с авторами Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин которые занимались развитием способностей и проблемами обучения в детском саду. В исследованиях А.А. Смоленцевой, А.А. Столяра, Л.И. Тихоновой и др. я увидела целесообразность использования различных игр в обучении детей математике. Изучив труды учёных, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста можно добиться, применяя занимательный материал. Поэтому, я и приняла решение работать по теме: «Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством учебно-игрового пособия «Яблоки на тарелках» из серии «Нескучная математика». Поставила цель работы: выявить эффективность применения учебно-игрового пособия «Яблоки на тарелках» из серии «Нескучная математика» в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста. Определила задачи: (которые вы видите на экране)
с жизненно — практическим смыслом в процессе игры «Яблоки на тарелке»: 3. Создание условий в процессе игры с данным пособием; Спланировав ожидаемый результат, пришла к выводу, что процесс развития представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно при следующих условиях:
В поисках решения данной проблемы просмотрела вебинар Беллы Борисовны Финкельштейн, автора учебно-игрового пособия «Яблоки на тарелках» из серии «Нескучная математика». Она считает, что с помощью этого пособия можно дать детям всю программу развития элементарных математических представлений. Создав игру «Яблоки на тарелке», она все задания основывает на реальных ежедневных проблемах, событиях, которые представлены с интересом и юмором. И у меня представилась возможность поделиться с вами, как я применяю данное игровое пособие «Яблоки на тарелке» для формирования представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста. Постараюсь в процессе активного педагогического общения с вами, чтобы вы овладели конкретными навыками, составляющим основу моего опыта, и способам достижения намеченных результатов. Работа с аудиторией Чтобы мне правильно выстроить работу с вами, я предлагаю ответить на вопросы. Отвечать на вопросы будете при помощи стикеров. Перед вами на разносах – стикеры. Зелёный – обозначает ответ — «ДА», Жёлтый – обозначает ответ «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», Красный – обозначает ответ «НЕТ». Прослушав вопрос, ответьте с помощью поднятия стикера. Готовы. Первый вопрос:
Спасибо, уважаемые педагоги, я по вашим ответам поняла, что вы знакомы с пособием, но желаете получить навыки по его использованию. Обратите внимание, перед вами уникальное дидактическое пособие, которое уже пользуется огромной популярностью в детских садах, а можно использовать и в домашних условиях. «Яблоки на тарелках» – что может быть проще? Но за этой простотой скрывается невероятный мир математических открытий! И сейчас вы убедитесь сами: В пособии используется счётный материал, яблоки 2х цветов, тарелки, цифры, знаки и инструкция по применению игры. (обратить внимание на слайд- яблоки 2-х цветов – яблоки красные – 15 штук, яблоки жёлтые – 15 штук, тарелки – 5 штук, цифры от 0 до 9, знаки + — = и подробная инструкция с заданиями.) В ней содержатся сказочные задания от героев сказки А.Милна «Винни-Пух и все-все-все..». Именно такой игровой подход поможет педагогам и родителям привить ребёнку любовь к одной из главных наук человечества — математике, а детям – в лёгкой форме научиться считать и решать задачи. Обратите внимание на коробочку с игровым пособием, чтобы ребёнка увлечь в данную игру, необходимо детей замотивировать. Можно работать по инструкции или составлять мотивацию самостоятельно. Ну, например: - Сегодня в детский сад приходили врачи, для осмотра детей и порекомендовали делать зарядку по утрам, ложиться вовремя спать, правильно питаться и выписали рецепт тем кто болеет. (демонстрирует рецепт). Воспитатель (вновь обращается к рецепту): В рецепте написано, что кто болеет нужно кушать как можно больше, …а вот чего именно, нельзя прочитать, а чтобы нам узнать, надо загадку отгадать. Слушаем загадку: (Яблоко.) Воспитатель: Молодцы, отгадали! Воспитатель: Врач советует кушать яблоки. А теперь обратимся к игровому пособию, которое так и называется «Яблоки на тарелках». - Откройте коробку, возьмите и разложите 7 яблок на стол. Посчитаем яблоки слева на право и обозначим количество цифрой. - Таня, прочитай от 1 до 7. - Света, посчитай в обратном порядке от 7 до 1. - Аля, назови соседей цифры 5. - Таня, скажи, какая цифра стоит между 4 и 6. - Молодцы! - Убираем все в коробку. Уважаемые коллеги, этим упражнением мы закрепили счет в прямом и обратном порядке, и соседей числа. (Игровое упражнение «Составим число») -С этим пособием можно играть до бесконечности, сейчас попробуем, закрепить состав числа 5. - Возьмите 5 тарелок. Сначала положите на каждую тарелку, красные яблоки по возрастанию от 1 до 5, а затем на каждую тарелочку добавьте желтых яблок, чтобы на тарелке в сумме получилось 5 яблок. Теперь можно взять цифры и знаки и составить пример. Как это сделать: берем одну из тарелок и считаем, сколько красных яблок и обозначаем их цифрой, затем считаем желтых и тоже обозначаем цифрой. Теперь используя знаки мы составим пример. - Света, сколько красных яблок, а сколько желтых, всего сколько яблок. Как у тебя получилось число 5. (2+3=5) - Люда, какие ещё можно составить примеры, с ответом 5? - Молодцы! Таким образом, составляя примеры, дети запоминают варианты образования состава любых чисел. Применяя экран, таблицу, картинку можно детям предложить следующее игровое упражнение, которое поможет закрепить знания цифр и счёта. (внимание на экран) (Игровое упражнение «Обозначьте количество яблок на каждой тарелке цифрами») В детском саду давали на полдник яблоки и их разложили на тарелки с увеличением на один. Вот так (слайд на экране). – Посмотрите на слайд и сделайте так же. – А теперь посчитайте яблоки и обозначьте их количество цифрой. Можно сделать проверку, спросив у детей: – Света, к тарелке с пятью яблоками какую поставила цифру? А почему? – Таня, а у цифры три столько яблок? А почему? – Молодцы! Для детей подготовительной группы, также закрепляю знания двухзначных чисел, использую данное пособие, применяя такие варианты упражнений: «Посмотри и сосчитай», «Посчитай и запиши цифрами». (Показываешь карточку с цифрой 12) -Посмотрите на карточку и положите на тарелку данное количество яблок. -Сколько яблок у вас на тарелке? (12) -Какие цифры вам понадобятся, обозначить количество яблок? (1 и 2) - Как называется это число? (двенадцать) Такие игровые упражнения помогают детям закрепить знание цифр, счет состав числа, умение соотносить количество предметов с цифрой. В инструкции данного пособия, есть интересная и увлекательная игра для детей «Прятки», которая упражняет в счёте предметов, развиваем у ребенка внимание, память. Мы сейчас с вами проиграем, и вы сами в этом убедитесь. Итак, игра «Прятки». Берём тарелки, расставляем к каждой тарелке любую цифру, в соответствии с цифрой выкладываем яблоки любого цвета. Все должны внимательно посмотреть на тарелки, запомнить, сколько яблок лежат на них, а потом закрыть глаза. И пока никто не смотрит, я переложу несколько яблок с одних тарелок на другие. По команде вы откроете глаза и нужно определить, что изменилось. Всем понятно, посмотрели ещё раз на тарелки, закрываем глаза… (ходит меняет) Открываем глаза! – Скажи, Света, что изменилось на твоих тарелках? – А как сделать так, чтобы количество яблок на тарелке соответствовало цифре? (поменять цифру, переложить яблоки) Вы согласны, что проиграв в эту познавательную игру, дети закрепляют соотношение количество предметов с цифрой? Вопросы: - Скажите, уважаемые коллеги, что нового вы узнали, играя с пособием «Яблоки на тарелке» из серии «Нескучная математика»? (читают с коробки) Вывод: В заключении можно сказать, что воспитатель вправе выбирать свою технологию сам и методы работы, но мы обязаны работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать мудрыми словами М.В. Ломоносова, прочитайте их на коробке игрового пособия: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». -Я думаю, что вы согласны с мудрыми словами М.В. Ломоносова? Я считаю, что игра «Яблоки на тарелке» Б. Б. Финкельштейн — необыкновенное пособие, которые соответствует современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игра подобного рода психологически комфортна. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игра мобильна, многофункциональна, увлекательна для малыша. Играя в неё, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. -Если мы будем применять данное игровое пособие, то разовьём у детей интерес к математике. Для распространения и трансляции своего педагогического опыта неоднократно выступала на педагогических совета, муниципальных и внутри садовских мероприятиях. В системе детского сада также провожу работу с родителями по данной технологии, игровые упражнения выкладываю на мой дополнительный блог #Лучшевместе. Для работы данной идеи я создала условия: - центр «Волшебный нолик» в нём имеются:
И хотя математика – одна из самых сложных наук, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом, с удовольствием, применяя игровые пособия.
|