Роль традиционных дидактических игр и современных технологий в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста |
Математика детям | |||
Автор: Аносова Альфия Равильевна | |||
19.04.2015 09:25 | |||
Роль традиционных дидактических игр и современных технологий в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Детский сад является первой ступенью в системе народного образования, выполняя важную функцию подготовки детей к школе. От того насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Трудно предположить, что ребёнок, у которого недостаточно сформирован интерес к занятиям, будет активно работать на уроке, мобилизовать свои усилия для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Большое значение имеет математическая подготовка в условиях детского сада. Эффективным средством формирования математических представлений является игра. В результате использования дидактических, развивающих игр и упражнений занятия по формированию элементарных математических представлений становятся также более интересными, дети прикладывают умственные усилия для решения поставленной задачи, проблемы. Что в свою очередь способствует развитию мышления и творческих способностей детей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, но также и средство развития внимания, памяти, воображения, т.е. таких качеств, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Мы хотим рассказать об играх и игровых упражнениях целенаправленного, тренировочного, развивающего характера, воздействующих непосредственно на психические качества личности. И показать влияние игр и игровых упражнений на усвоение программы по элементарной математике. В своей работе с детьми мы большое внимание уделяем развивающим играм, как одному из множества способов получения определенной системы знаний, а также развития психических познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), познавательных способностей овладения способами и приемами познавательной деятельности. Большую роль в решении задач воспитания и обучения отводим индивидуальным особенностям своих воспитанников. Учитываем уровень их знаний и умений по математике и степень понимания нового материала. На занятиях мы постоянно активизируем умственную деятельность детей, заставляем их рассуждать, делать логические выводы. В процессе занятия дети работают с разнообразным демонстрационным, раздаточным и игровым занимательным материалом. Обеспечение педагогического процесса необходимым материалом помогает лучше усвоить различные умения и навыки. В занятия включаем занимательный математический материал (голо-воломки, загадки, задачи, шутки, ребусы, кроссворды). Например: надо переложить 2 палочки так, чтобы фигура похожая на корову смотрела в другую сторону. - Какая геометрическая фигура пропущена? - Даны три ряда домиков, отличающиеся один от другого формой крыши. Найди, какого домика не хватает в третьем ряду? Любят дети игровые упражнения: «Дорисуй», «Дострой» (снеговика, неваляшку, куклу, зайца, часы, машину, и т.д.) Работая с различным материалом, дети часто самостоятельно решают познавательные задачи, составляют различные множества, определяют их количество, узнают величину предмета. В этих играх закрепляется умение ориентироваться на плоскости листа, развивается память, мышление, внимание, мелкая моторика рук. При знакомстве детей с цифрами рассматриваем их изображение, делаем образные сравнения (1 — как солдатик, цифра 8 похожа на неваляшку, 7 — похожа на один, но у семерки как будто крыша над головой, а у единицы — как будто носик). Для закрепления знаний цифр используем игры «Путаница», «Загадки о цифрах». Для запоминания цифр в работу с детьми мы часто включаем интересные игры, такие как игра «На какие предметы похожи цифры?» (цифры могут быть похожи на различные предметы, так например, цифра 3 напоминает морскую волну, изогнутый лук, усы, змею, кенгуру). Игра «Пофантазируй сам» — надо придумать предметы, похожие на цифры и зарисовать их. Стараемся, чтобы дети придумывали предметы из разных разделов, например: цифра 6 похожа:
Систематически проводим занятия контрольно-учетного типа, где стараемся выяснить, как дети усвоили материал по математике. Мы проводим мониторинг знаний детей по разделам программы, используя для этого игры, математические упражнения. После проведения мониторинга знаний, выясняем, по каким разделам дети плохо усвоили материал. Тогда с этой целью подбираем математические игры. При подборе игр учитываем особенности детей, их интересы и возможности. Например: в старших группах внимание детей привлекают игры на составление целого из частей, такие как «Сложи квадрат», «Собери узор» с использованием геометрических фигур. Детям свойственно не только запоминать материал, полученный на занятии, но и забывать его. Поэтому, учитывая такую особенность для усвоения программных задач, проводим математические игры в целях закрепления. С теми детьми, которые в силу особенностей развития, не могут усваивать на занятии новые знания наравне со всеми, проводим игры с некоторым опережением, чтобы подготовить их к активной работе на занятиях. Удачные решения, следующие одно за другим, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постоянно помогают им преодолевать трудности. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимо ему дать. Свои игры подбираем по принципу от простого — к сложному, постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания — к логическому, от элементарного — к научному. Например, если дети средней группы в игре «Геометрическое лото» подбирают фигуру по цвету, то в подготовительной группе дети решают более сложные задания: алгоритмы, блок-схемы. Знания, полученные в НОД, мы закрепляем в повседневной жизни. С детьми проводим математические вечера досуга, КВН, игры — соревнования, ринги. В их содержание включаем занимательные задачи, загадки, игры развлечения, разгадывание лабиринтов. Подбираем по теме стихи, песни, шутки, игры, что оживляет вечер досуга и является средством переключения внимания, обеспечивает кратковременный отдых. Особенно нравятся детям сюжетные развлечения с элементами драматизации, которые строятся на основе сюжета литературных произведений, сказок, мультфильмов, телепередач. Дети сами изображают различные ситуации, берут на себя роли или действуют с помощью персонажей кукольного театра. Например: развлечения «Теремок», «Колобок». Обучение будет наиболее эффективным, если оно идет в контексте практической игровой деятельностью, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, т.к. помогают решить практическую задачу, а потому, и усваиваются легче и быстрее. Именно поэтому мы организовали уголок занимательной математики, в котором дети в свободное время выбирают игру, пособие математического содержания и играют индивидуально или совместно с другими детьми. Мы отвели отдельный шкафчик с полочками, красиво оформили его, изготовили игры: «Составь животное из геометрических фигур», «Построй картинку», «Вставь недостающие фигуры», «Танграм», положили наборы цифр, палочек и других мелких игрушек для счета. Дети — настоящие творцы, когда из простых треугольников, квадратов, овалов строят животных, человечков, волшебные замки. А чтобы интерес не угасал, мы постоянно придумываем новые правила к играм: «Кто построит самую красивую картинку», «Кто соберет картинку из одних треугольников (квадратов, овалов). Игра, приобретая новый оттенок, радует детей, вызывает новый интерес. Учитывая разнообразные интересы детей, постоянно расширяем этот уголок, добавляя новые игры: «Найди отличия», «Что перепутал художник?», «Где, чей дом?», «Что лишнее?». Сначала дети отвечают, не задумываясь, лишь бы ответить быстрее других. Но когда просим объяснить свой ответ, не все могут это сделать. Мы учим детей рассуждать, сравнивать и только потом делать выводы. Но чтобы ответы не повторялись, мы вместе с детьми придумали игру «Секрет». Каждый ребенок говорит свой ответ нам, а потом мы все вместе открываем его. От усвоенных правил и игровых действий в данном игровом виде дети переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Работая в тесном контакте с родителями, предлагаем играть и дома в наши игры. Даём им рекомендации по подбору развивающих игр, занимательного материала, организации совместных с детьми игр, с целью закрепления полученных детьми знаний, развития у них интереса к занимательному материалу, мышления, творческих способностей и желания учиться в школе. Формы и методы работы с родителями по данной проблеме используем разнообразные: беседы, консультации, просмотр НОД детей, проводим круглый стол по обмену опытом среди родителей. В результате частого использования развивающих игр, занимательного материала, дети учатся сравнивать, анализировать. Значительно обогатилась их речь, повысился интерес к развивающим играм и занятиям по элементарной математике в целом, происходит развитие творческих способностей, формирование качеств и личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленности и целесообразности поисковых действий, стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности. Мы с традиционными дидактическими играми используем также и информационно-коммуникационные технологии. Для детей – это, прежде всего, интересные занятия с отличной наглядностью; игровые приемы решения различных заданий; развитие мышления, памяти, логики. Существует много компьютерных развивающих игр для детей дошкольного возраста, которые можно использовать в НОД, в индивидуальной работе с детьми и дома с родителями. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, логически рассуждать, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. В компьютерных программах дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагается новые более трудные задания. Благодаря этим программам НОД приобретает непринужденный характер, вызывая желание добиваться успеха. Таким образом, традиционные развивающие игры и современные технологии помогают детям полюбить математику. Ведь в основе их лежат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности ребенка. Эти игры моделируют сам творческий процесс, создают свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
|