НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста применением Блока Дьенеша |
Математика детям | |||
Автор: Алексеева Наталия Виталиевна | |||
01.09.2016 11:12 | |||
НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста применением Блока Дьенеша Тема: Сыскное агентство (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди») Цели: закрепить знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Задачи:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, коммуникация, социализация, худ. литература, здоровье, физическая культура. Оборудование и материалы: Костюм сыщика. Кусочки: дерево, камень, мех, паролон с запахом чеснока, лимона, духов. Конверт с заданием. Набора Блоков Дьенеша. Перо. Картинки: Баба-Яга, Иванушка. Фотографии деревьев: дуб, береза, ель. Аудиозапись фрагмента песни сыщика из м/ф. «По следам Бременских музыкантов». Звуки: шум моря, пение птиц, стук в дверь, звонок телефона, шум дождя, гул самолета. Избушка с замком. Деревья. Ступа. Ключ. Кукла-младенец. Разрезные картинки ключа. Карта. Поощрительные призы детям.
Ход занятия. Дети входят в зал. - Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. А что мы делаем в первую очередь, когда встречаем гостей? Правильно, здороваемся. Давайте поздороваемся так, как умеем только мы с вами. I. Пальчиковая гимнастика: Здравствуй, Красно солнышко (руки вверх) Здравствуй, спелая трава ( «поглаживаем» траву) Всех приветствуем сейчас (руки к груди в кулачок) - Каждый день с нами происходят разные события: хорошие и не очень. К кому вы обращаетесь за помощью в трудный момент? (ответы детей) А бывают случаи, когда необходима помощь полиции! Как вы думаете, что это за случаи? (ответы детей) II. Раздается стук. В зал входит сыщик. В.: — Ой, кто это такой? С.: — Я – сыщик. Вы знаете, кто такой сыщик? (ответы детей) Звучит фрагмент песни сыщика из м/ф. «По следам Бременских музыкантов» С.: — Сыщик – это человек, который ищет пропавшие вещи, пропавших людей и зверей. III. В.: — Ребята, давайте откроем свое сыскное агентство? С.: — У вас не получится!!! В.: — Почему??? С.: — У каждого сыщика есть помощники: «сепер-рука», «супер-нос», «супер-ухо», «супер-глаз». А у вас этих помощников нет!!! В.: — Ребята, ведь мы тоже можем быть помощниками сыщика! Сейчас проведем проверку. а. Д/и. «Чудесный мешочек» (мех, камень, дерево) Вопросы воспитателя: какой предмет на ощупь? (холодный-теплый, твердый-мягкий, гладкий-шершавый); что это за предмет? Ребенок отвечает на вопросы, называет предмет и достает его из мешочка. б. Д/и. «Угадай запах». На кусочках паралона нанесены капли чеснока, лимона, духов. Вопросы воспитателя: какой запах, приятный или не очень; слабый или резкий; что может так пахнуть? в. Д/и. «Угодай, что звучит» (шум моря, пение птиц, стук в дверь, звонок телефона, шум дождя) г. Д/и. " Расшифруй карточку" На экране детям демонстрируется закодированная карточка Воспитатель: Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек — Приложение 1) В.: — Молодцы, справились с заданиями. Предлагаю считать наше сыскное агентство открытым! IV. В.: — Ребята, нам прислали конверт, а в нем первое задание. «Кто-то похитил кого-то и спрятал где-то». Вот это задание…ничего не понятно…беремся? - У нас есть маленькая подсказка. Чтобы узнать имя похитителя, нужно отгадать, кто это: злая, хитрая старушка из сказки…летает в ступе…? (ответы детей). Так вот кто похититель – это Баба – Яга! На экране появляется картинка Бабы-Яги. В.: (замечая на полу перо) – Интересно, откуда здесь это перышко? Вы не знаете? (ответы детей) А у кого бывают перья? (ответы детей) Ребята, а в какой сказке птицы похищали кого-то? (ответы детей) Кого же похитили Гуси-Лебеди? (ответы) Правильно, маленького мальчика Иванушку. На экране появляется картинка Иванушки. В.: (раздумывая) – Интересно, куда можно спрятать маленького мальчика…Мне кажется, Гуси-Лебеди унесли Иванушку в избушку Бабы-Яги. Где же она живет? (ответы детей) V. В.: — Ребята, а ведь в лесу много деревьев, мы можем заблудиться! Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (ответы детей) У нас есть несколько картинок. Угадайте, какие деревья на них изображены. Показ фото деревьев на экране: береза, ель, дуб. Дети называют, какое дерево изображено. В.: Итак, нам надо попасть в лес и найти избушку Бабы-Яги… (раздумывая) Пешком мы туда не пойдем, слишком далеко. Можно на чем-нибудь долететь… Но у нас нет ступы, как у Бабы-Яги… О, зато у нас есть ковер-самолет. Он хоть и из другой сказки, но, думаю, согласится помочь нам. Садитесь скорее на ковер-самолет (Дети садятся на ковер в круг). Возьмитесь за руки – будем взлетать. VI. Проводится дыхательная гимнастика «Самолет» VII. Проводится психогимнастика (музыкальное сопровождение – гул самолета): — Закройте глаза. Вот мы поднялись высоко-высоко над землей. Пролетаем над полями, реками, лесами…легкий ветерок дует нам в лицо…Открывайте глаза. Вопросы к детям: Вам понравилось летать на ковре-самолете? Что понравилось больше всего? Куда бы вы хотели полететь еще? VIII. В.: — Я вижу избушку Бабы-Яги. Мы приземляемся. Стоит в сторонке избушка, рядом несколько деревьев и ступа (в ней задания), на двери избушки висит замок. В.: — Ой, Баба-Яга какая хитрая! Приготовила для нас несколько заданий, выполнив которые мы сможем подойти к избушке. Воспитатель достает карточку с 1м заданием из ступы. 1. В.: — Вот и первое задание: В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь доброта, ум, внимательность к людям — это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» (т. е. ваша задача) — подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (Приложение 2) (дети выполняют задание перед собой, а затем воспитатель помещает цифровые карточки на фланелеграф по подсказкам детей). (Здесь можно использовать интерактивную доску) Воспитатель достает карточку со 2м заданием из ступы. 2. В.: — Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из г.N в г. S (название городов можете придумать сами) В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким. Изменения цвета и формы происходит по часовой стрелки (один шаг) (Приложение 3) Воспитатель достает карточку с 3м заданием из ступы. 3. В.: — Ой, а это задание уже посложнее! Нужно доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков-символов, которые могут запретить проход определённых символов (Приложение 4) IX. В.: — Молодцы, ребята! Теперь мы можем подойти к избушке. (заглядывая в окошко) И правда, Иванушка спрятан в избушке. Надо его спасти! Ой, да тут висит замок. Что же нам делать?... Ребята, тут лежат какие-то кусочки бумаги, а на них что-то нарисовано. Наверное, Баба-Яга порвала картинки, чтоб еще больше нас запутать. Давайте соберем их и посмотрим, что же на них нарисовано. Дети собирают разрезную картинку, на которой нарисован ключ. X. В.: — Молодцы, ребята! Пока вы собирали картинку, я нашла карту, на которой указано место, где спрятан ключ. «1н прыжок назад; 3 шага вправо; 2 поворота вокруг себя; 2 прыжка вперед; 5 шагов влево» Воспитатель находит ключ в ступе Бабы-Яги. Спасает Иванушку. Сыщик: Какие вы сегодня молодцы! Все задания выполнили, спасли маленького Иванушку от Бабы-Яги. Вы проявили сообразительность и терпение. Из вас получились настоящие сыщики. Сыщик вручает детям поощрительные призы. Дыхательная гимнастика САМОЛЁТ. Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Повторить 2-3 раза
|