Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
Цель: эти задания помогут научить ребенка сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова Большой – Маленький.
Задачи:
- Научить детей соотносить по величине два предмета большой и маленький
- Закрепить у детей умения соотносить величину предметов путем наложения один на другой
- Закрепляем умения находить предметы одинаковой величины путем накладывания
- Формируем умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.
Предлагаю некоторые варианты заданий для детей:
- При одевании предложить сравнить туфельки (ботинки) младшего и старшего ребенка в семье или мамины и ребенка и разделить их на большие и маленькие.
- Во время обеда попросить одного ребенка раздать большие ложки, а другого – маленькие, спросить у детей, что они будут есть маленькой ложкой, а что большой.
- На прогулке предложить собрать детей большие камешки, маленькие листике, большие и маленькие палочки.
- Вмести с детьми сделать большой торт и маленькие куличике из песка для угощения на день рождения куклы Маши.
- Предложить детям разобрать и сложить в две разные коробки большие и маленькие камешки, шишки, крышки, пуговки.
- Рассмотреть с детьми картинки и предложить показать большую и маленькую (машинку, кошку, рыбку).
- «Домики для собачек». Построим домик для собак разных размеров.
- «Магазин одежды для кукол». Сначала продавцом магазина «Одежды» станет воспитатель, который будет продавать одежду для кукол. Дети выбирают себе куклу и приходят с ней в магазин. Основное правило: ребенок должен четко сказать, а не показать пальцем, что он хочет купить, описать предмет продавцу. При магазине есть примерочная на тот случай, если ребенок не уверен, подойдет ли кукле по размеру выбранный им наряд
- «Две Куклы». Взять две куклы разных по размеру и рассказать детям историю: «Жили – били две куклы – Машенька и Барби. Машенька – большая кукла, а Барби – маленькая. Попросить детей показать где какая кукла, описать, как и во что они одеты. Куклам очень хочется иметь свои комнаты, но у них нет мебели. Попросить детей подобрать подходящую мебель для каждой куклы по размеру. Когда дети обставят комнату, попросить их подобрать подходящую по размеру посуду. В заключении спросить: «Какие зверей – больших или маленьких – позовет к себе Машенька? Дети подбирают соответствующих зверей игрушек. Затем дети играют в игру в «гости».
- Подвижная игра «Каравай», можно просто выбрать водящего и петь: «Как для Юры, как для Юры испекли мы каравай…».
- Из готовых полосок бумаги разных по величине коротких и длинных, склеить с детьми колечки – большие, маленькие. Затем дети могут разложить колечки на две тарелки большую и маленькую.
- Нарисовать с детьми следы больших и маленьких зверей, например белки и медведя и сравнить их.
Дидактические игры.
«Сбор урожая»
Урожай яблок (их с успехом заменяют большие, маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинкам, коробкам так, чтобы маленькие оказались в маленькой корзинке, а большие в большой.
«Построим башню»
Ребенок должен убедиться на собственном опыте, что для того, чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, а выше маленький. Приучаем детей последовательно отбирать кубики, выбирать каждый раз самый большой, для сравнения их надо прикладывать один к другому.
|