Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Моделирование в развитии математических представлений дошкольников.
Математика детям
Автор: Ямалиева Ирина Минзагитовна Биксултанова Асель Азьбергеновна   
30.07.2024 17:00

Моделирование в развитии математических представлений дошкольников.Моделирование в развитии математических представлений дошкольников.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Оно является одним из средств познания действительности.

В современной педагогике над данной темой работают многие ученые педагоги, психологи и математики такие как А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, Е.А. Флерина, Стожарова М.Ю. и др.

 

Скачать конспект

Одним из наиболее перспективных методов математического развития дошкольников является моделирование. Моделирование для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления, научить простому счету, облегчить ребенку познание. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов, для решения различных задач и получения новой информации.

Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования.

Виды математического моделирования в ДОУ:

Наглядно-практическое моделирование. Реальный предмет замещается другим предметом, либо используется его изображение или условный знак.

Моделирование чисел. Лепка геометрических фигур и цифр.

Плоскостное моделирование. Использование разнообразных схем, рисунков, картинок и т.д.

Знакомство дошкольников с миром математического моделирования на основе применения плоскостных, пространственных технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным.

Головоломка «Пифагор»

Этапы моделирования:

  1. Моделирование фигур из нескольких частей игры по расчленённым образцам методом наложения (образец по масштабу равен силуэту).
  2. Моделированию из всех фигур игры по расчленённым образцам меньшего масштаба, без использования наложения.
  3. Составление фигур-силуэтов по частично расчленённым образцам.
  4. Воссоздание фигур по нерасчленённым образцам контурного характера (образец по масштабу равен силуэту).
  5. Задания по моделированию фигур по нерасчленённым образцам контурного характера меньшего масштаба.
  6. Составление изображений по собственному замыслу

«Сложи узор» (авторский вариант Б.П. Никитина)

Сущность игры – моделирование из кубиков узора по заданной схеме.

Этапы моделирования:

  1. Знакомство с материалом: обычно проводится тогда, когда ребёнок хорошо знает цвета, поэтому прежде чем передать ему материалы игр, составьте красивый узор и выложите его кубиками прямо в коробке; открывая коробку впервые, ребёнок вместе с вами полюбуется узором.
  2. Моделирование по цветным расчленённым схемам заданных узоров методом наложения из 4 кубиков; без наложения – из 4, затем 9 и 16 кубиков; моделирование узоров из 4 кубиков по цветным нерасчленённым схемам.
  3. Моделирование цветных узоров из 9, затем 16 кубиков по нерасчленённым схемам в порядке возрастания сложности.
  4. Моделирование цветных узоров из 16 кубиков по нерасчленённым схемам с учётом фактора скорости, выполнение обратных заданий (глядя на кубики, изобразить узор, который они образуют) с использованием квадратного трафарета; моделирование новых заданий из различного числа кубиков.

Пространственное моделирование на базе оригами. Оригами (от японского «ори» — сложить. «ками» — бумага) – искусство складывать из бумаги. Положения о значимости моделирования из бумаги для эффективного и успешного математического развития ребёнка не новы.

Полезно придерживаться следующих технологических правил:

  1. Начинайте моделирование с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен. Во время занятия анализируйте имеющиеся у детей знания об окружающем мире и расширяйте их.
  2. Демонстрируйте процесс складывания с помощью большого квадрата, одна сторона которого белая, другая – цветная (яркая).
  3. Всегда правильно используйте математические термины, связанные с моделированием (точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб; параллельные прямые, равные отрезки, углы, фигуры, подобные треугольники; прямой острый, тупой углы; сторона, средняя линия, ось симметрии, диагональ).
  4. На первых занятиях демонстрируйте процесс складывания без схем, используя сказочный сюжет.
  5. Постепенно приучайте детей к условным знакам, схемам.
  6. Логика построения занятия должна быть следующей: моделирование репродуктивное – самостоятельное – творческое.
  7. Давайте задания детям на дом – просите складывать те фигурки, которые они научились делать в саду, и дарить их друзьям, родным.
  8. После того как дети научатся моделировать 5-6 фигурок, организуйте конкурс «Юных оригамистов» по двум номинациям: кто быстрее и качественнее смоделирует фигурку.
  9. Собирайте новые фигурки, сложенные детьми самостоятельно, фиксируйте их авторство.

Пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда Имеется прямоугольный параллелепипед заданного объёма. Простейшими объёмными фигурами, на которые его можно разделить с целью получения материалов для моделирования, являются куб и прямоугольный параллелепипед. Этот игровой материал — один из лучших для пространственного математического моделирования с детьми. Он представляет собой частный случай разбиения прямоугольного параллелепипеда с пропорциями 1:2: 4 на 8 равных единичных параллелепипедов тех же пропорций.

Технологии моделирования на плоскостных и пространственных материалах, вызывая живой интерес у детей, развивают их аналитико-синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Поэтому знакомство дошкольников с миром математического моделирования на основе применения плоскостных, пространственных технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год