Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Математика в сказках»
Математика детям
Автор: Маркина Екатерина Анатольевна   
29.09.2023 09:43

Проект «Математика в сказках»Проект «Математика в сказках»

Составители: Маркина Е.А. 2019

Данный проект представляет собой краткосрочный групповой творческий проект, который рассчитан для детей старшей группы.

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс сказок с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности.

 скачать презентацию

скачать проект

Паспорт проекта

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем. Математика — очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятного. Как же сделать так, чтобы изучение математики стало интересным? Что же нравится детям? Конечно же разнообразные по содержанию игры, сказки, загадки, занятия продуктивной познавательно-исследовательской деятельностью и т. д.

Современное состояние системы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста требует разработки новых подходов в математической подготовке детей данной возрастной категории, одним из которых является математическая сказка, которая представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Об этом свидетельствует большое количество специальных работ, посвященных роли и влиянию сказки на сознание и речевое мышление детей дошкольного возраста.

Дети очень любят сказки, забавные рассказы. А ведь именно через чтение таких произведений ребенок может легко усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах и, самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение. Используйте любовь ребенка к героям сказок и мультфильмов и придумывайте задачки – сказки с их участием. Ребенок будет с удовольствием решать такие сказочные задачи.

Недостаток: недостаточно разработаны методики математического развития детей дошкольного возраста и развитие основных свойств и качеств математического мышления у каждого ребенка до максимально возможного для него уровня.

Противоречие: Между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию дошкольников и недостаточно разработанными методиками математического развития.

Проблема: Как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

  • Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  • Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  • Побуждать родителей к участию в реализации проекта и занятиями с детьми дома.

Ресурсы:

Материальные: карточки с цифрами от 1 до 9, счетные палочки, геометрические фигуры, Цветной пластилин, стеки, влажные салфетки, клеенка.

Временные: краткосрочный

Кадровые: воспитатель

Целевая аудитория: воспитатель, дети старшей группы, родители.

План реализации проекта

Этапы реализации

Цели этапа:

Назначенные мероприятия

I. Подготовительный

Срок выполнения: 1 неделя

Подготовка этапа к реализации проекта

Определение темы проекта.

Постановка цели и задач проекта.

Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

Изготовление развивающих игр по математике.

Составление плана основного этапа проекта.

Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.

Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- творческое задание: сочинить математические сказки и красочно оформить этот материал;

Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

II.Основной

Срок выполнения:

1 неделя

Создать условия для реализации проекта

НОД по ФЭМП «Путешествие к королеве Математики»,

НОД по продуктивной деятельности: лепка «Веселые цифры».

Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик»

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

Дидактические игры с математическим содержанием:

«Математическое лото», «Домино», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Чудо крестики», «Танграм», блоки Дьенеша и т.д.

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.

Подвижные игры:

«Неделя стройся», «Живые числа»

Пальчиковые гимнастики:

  «Вышли пальчики гулять», «Покупал баран баранки».

III.Заключительный

Срок выполнения

1 неделя

Подведение итогов по реализации проекта

Подведение итогов.

Выставка детских работ на тему: «Веселые цифры».

Изготовление в совместной деятельности с родителями и детьми развивающей книжки-малышки «Счет от 1 до 10».

Выставка книжек.

Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

Использование математических сказок на НОД.

Итоговое мероприятие – интегрированная НОД «Сказочная математика».

Изготовление лепбука «Математические сказки»

Обработка и оформление материалов проекта.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  4. Вовлеченность родителей к сочинению и использованию математических сказок.

Список литературы:

  1. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5- 7 лет. [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ К. Шевелев.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. -80с.
  2. Чуракова, О. В. Математика в сказках [Текст]: Журнал «Ребенок в детском саду» - М.: 2008 - с.14
  3. Шумакова, О. В. Математические сказки [Текст]: Журнал «Ребенок в детском саду» - М.: 2004. -с. 29
  4. Забродина, Н. А. Математическая сказка как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников [Электронный ресурс]: Современные научные исследования и инновации. –2015. – 23 января.
  5. Костикова, Д. А. ст. «Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников [Текст]: Детский сад: теория и практика/ Д. Костикова.-2012-№1- с. 96.

 

Приложение

Конспект занятия по математике «Путешествие к королеве Математики» в старшей группе.

Тема:«Счет до 9».

 Цель: создать условия для закрепления порядкового счета  до 9

Задачи:

- воспитывать интерес к математическим знаниям;

-развивать психические процессы: внимание, мышление, память, восприятие, творческое воображение;

-учить выполнять счет предметов до 9;

Методы обучения: беседа, показ, проблемная ситуация, иллюстрация; упражнение, стимулирование занимательным содержанием.

Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 9, счетные палочки, геометрические фигуры, королева Математики.

Ход НОД:

М.Н.- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними, пожелаем здоровья друг другу — скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, 
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем, 
И занятие начнем.

М.Н.- -Сегодня я получила необычную посылку от королевы математики. Посмотрим, что в ней? Посмотрите, что это? По- моему, это письмо.  Давайте его прочитаем. 

«Здравствуйте, ребята!  Большой   вам привет от королевы Математики. Я узнала, что вы научились считать и очень этому рада!  Я приглашаю вас в путешествие по королевству математики.  Вас ждут интересные   задания. Успехов вам, мои юные   друзья!»

М.Н.- -А перед тем как отправиться в гости, проведем небольшую разминку! Я буду вам задавать вопросы, а вы должны быстро ответить на них. Готовы?

- Ребята, а какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц и по счету? (Ноябрь – последний осенний месяц.)

-Какой сегодня день?

- Сколько дней в неделе? (7дней в неделю.)

- Сейчас утро или вечер (Утро.)

- Как называются сутки, которые уже прошли?

-Как называются сутки, которые будут?

-Как называются сутки, которые происходят сейчас, на данный момент?

-Сколько раз в году бывает день рождения? (Один раз в году)

М.Н.- Молодцы! Хорошо ответили на вопросы.

М.Н.:  Ребята,  как  вы  думаете  кто  живёт  в  королевстве  математики? (королева, король,  цифры, числа,  геометрические  фигуры,  задачи) -----Правильно ребята. В стране математики считают, решают задачи, выполняют интересные задания. 

М.Н.: Так же королева прислала нам волшебную палочку. Сейчас  вы  закроете  глаза, я  взмахну палочкой,  и  мы  вместе  скажем  волшебные  слова: «Топну, хлопну, повернусь, в  стране  математики  окажусь!»

Вот  мы  и в  гостях  у  королевы  математики.

Королева Математики:
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас у себя в гостях. Я, слышала, что вы знаете цифры, и любите заниматься математикой. Я хочу узнать, что же вы уже знаете и умеете делать по математике.

Королева Математики:
-Ребята, а сейчас , посмотрите сюда.( На мольберте цветы)

-Перед вами цветочная поляна. Сосчитайте цветы.

-Цветков 9. Если мы уберем один цветок, сколько цветов останется? (8).

-Если убрать еще один цветок, сколько будет? (7).

- Теперь к 7 цветкам прибавим еще один – сколько стало цветов? (8).

-Сколько цветов будет, если к 8 прибавить еще один? (9). Всего 9 цветов.

-Теперь сосчитайте бабочек. Всего 8 бабочек. Хватит ли бабочек на все цветы? На каждый цветок посадим одну бабочку. Хватило? (Нет). Цветов 9, пчелок 8. Чтобы пчелок стало 9, что нужно сделать? (Добавить одну пчелку).

-Хорошо справились с моим заданием.

М.Н.- Ребята, посмотрите, что же здесь случилось? Эти цифры потеряли своих соседей, давайте поможем найти их. 
Дидактическая игра «Найди и назови соседей» 

М.Н -Назовите, какая цифра стоит перед цифрой «2»? Какая после цифры «2»?

М.Н -Настя, назови, какая цифра стоит перед цифрой «3»? Какая после цифры «3»?

М.Н -Назовите «соседей» цифры «4».

М.Н -Костя, назови, какое число стоит перед числом «5»? Какое после числа «5»?

Королева Математика: - Молодцы! Вы меня очень порадовали тем, что хорошо выполнили задания.

Физминутка

М.Н.- Ребята, вы устали? Становитесь в круг, я предлагаю поиграть с мячом. Я буду называть слово, бросать вам по очереди мяч, а вы, бросая мне его обратно, называть - противоположное.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»  (бросается мяч ребенку и называется одно из математических понятий, а ребенок бросает мяч обратно и называет противоположность названному понятию)

Игра «Покажи столько же»

Королева Математики:
- Отдохнули? А теперь, я хочу вам предложить следующее задание, но для этого нам нужно пройти за столы.
(дети садятся за столы ).

(Педагог предлагает детям разложить перед собой на столе столько же счетных палочек, сколько точек на картинке на экране. Количество точек должно быть от 1 до9.)

Королева Математики:
-Составьте перед собой на столе столько же счетных палочек, сколько точек на экране.

-Сколько сейчас палочек вы разложили перед собой?

-Составьте перед собой на столе столько же счетных палочек, сколько точек на экране.

-Я довольна вашими умениями .

Игра «Построим фигуру из счетных палочек»

М.Н.: -Королева Математики, мы не только умеем считать палочки, но и умеем строить фигуры из них.

М.Н.: -Ребята посмотрите на экран. на что похожа эта фигура? (На елку)

М.Н.: -Составьте из счетных палочек фигуру как на рисунке. А Королева Математики посмотрит, как вы справляетесь с этим заданием.

М.Н.: -Молодцы!

Королева Математика: - Ну что ж, и с этим заданием вы тоже справились.

Все задания выполнены. Вы можете гордиться своими знаниями. Молодцы!

И за это я хотела бы вам на память подарить вот такие вот медали «Знатоки математики»

М.Н.: Давайте скажем спасибо!!1!

-Ну, а теперь нам пора возвращаться обратно , в свое королевство, в свой детский сад! До свидания, Королева Математика! ( Дети прощаются)

М.Н.:Что вам понравилось сегодня на занятии больше всего? Что показалось вам трудным?

Дети делятся впечатлениями.

Конспект занятия. Лепка в старшей группе на тему: «Веселые цифры»

Цель: лепка цифр из пластилина на картоне

Задачи:

-повторить значение цифр от 1 до 9; правильно изобразить цифру

-продолжать учить приемам лепки (раскатывание валика)

-развивать мелкую моторику.

-воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Материал:

Цветной пластилин, стеки, влажные салфетки, клеенка, карточки с цифрами от 1 до 9.

Ход занятия

Воспитатель берет конверт и достает письмо.

Когда-то давно у людей не было ни картона, ни шариковой ручки. Даже не было компьютера, чтобы что-то сделать или поиграть. Поэтому человек мог рисовать только палочкой на песке или угольком на стене своей пещеры.

Первые глиняные дощечки-письма появились в Месопотамии (современный Иран). Писец брал сырую дощечку с гладкой поверхностью (показать иллюстрацию) и палочкой выдавливал на ней текст. Потом дощечку сушили на солнце или обжигали в печи. После этого ее обмазывали слоем глины и на ней писали имя адресата. Затем шел повторный обжиг. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от«конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Давайте вспомним какие цифры мы с вами знаем.

Воспитатель читает загадки про цифры.

С хитрым носиком сестрица

Счет откроет (единица)

С легким росчерком пера

Появилась цифра (два)

Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка,

Ты получше посмотри –

Это вроде бы и буква,

Но еще и цифра (три)

Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою (четыре)

Если два перевернуть

И внимательно взглянуть,

Так и сяк взглянуть опять,

То получим цифру (пять)

Физкультминутка.

Долго, долго мы лепили, (круговые вращения руками.)

Наши пальцы утомились. (встряхивание кистями рук.)

Пусть немножко отдохнут (поглаживание каждого пальчика по очереди.)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем (развели руки в стороны.)

И опять лепить начнем. (хлопаем в ладоши.)

Может быть так древние умельцы отдыхали.

5. Повторение правил работы с пластилином.

А сейчас мы с вами попробуем так же как и древние люди изобразить наши с вами цифры. Теперь приступим к нашим цифровым табличкам. Давайте вместе разомнем пластилин и сделаем плоскую пластилиновую дощечку. Возьмем стеку (палочка) и порисуем на «дощечке» как древние греки.

Что получилось у вас на табличках?

(ответы).

Теперь мы с вами вспомним значение каждой цифры. Выберите и запомните каждый свою цифру. Выберите картон и подберите цвет пластилина, подходящий по контрасту. К темному картону–светлый пластилин, к светлому – наоборот.

Открою секрет! Пластилином можно рисовать! На картоне нарисован контур цифры, а затем выкладывайте по рисунку пластилиновую колбаску и приминаем ее(примазывая) .А чтобы цифры смотрелись красивее и веселее, мы украсим их горохом.

6. Самостоятельная работа.

Ну что, можно обходиться без шариковой ручки и компьютера?

(ответы).

С такими цифрами мы можем даже поиграть. Да?

(выкладываются цифры и меняются местами).

7. Выставка работ.

Молодцы! Давайте уберем пластилин и наши цифры. Они нам еще пригодятся. Протрите свои руки салфетками.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год