Проект «Математика в сказках» |
Математика детям | |||||||||||||||
Автор: Маркина Екатерина Анатольевна | |||||||||||||||
29.09.2023 09:43 | |||||||||||||||
Проект «Математика в сказках» Составители: Маркина Е.А. 2019 Данный проект представляет собой краткосрочный групповой творческий проект, который рассчитан для детей старшей группы. Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс сказок с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Паспорт проекта Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем. Математика — очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятного. Как же сделать так, чтобы изучение математики стало интересным? Что же нравится детям? Конечно же разнообразные по содержанию игры, сказки, загадки, занятия продуктивной познавательно-исследовательской деятельностью и т. д. Современное состояние системы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста требует разработки новых подходов в математической подготовке детей данной возрастной категории, одним из которых является математическая сказка, которая представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Об этом свидетельствует большое количество специальных работ, посвященных роли и влиянию сказки на сознание и речевое мышление детей дошкольного возраста. Дети очень любят сказки, забавные рассказы. А ведь именно через чтение таких произведений ребенок может легко усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах и, самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение. Используйте любовь ребенка к героям сказок и мультфильмов и придумывайте задачки – сказки с их участием. Ребенок будет с удовольствием решать такие сказочные задачи. Недостаток: недостаточно разработаны методики математического развития детей дошкольного возраста и развитие основных свойств и качеств математического мышления у каждого ребенка до максимально возможного для него уровня. Противоречие: Между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию дошкольников и недостаточно разработанными методиками математического развития. Проблема: Как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей. Задачи:
Ресурсы: Материальные: карточки с цифрами от 1 до 9, счетные палочки, геометрические фигуры, Цветной пластилин, стеки, влажные салфетки, клеенка. Временные: краткосрочный Кадровые: воспитатель Целевая аудитория: воспитатель, дети старшей группы, родители. План реализации проекта
Ожидаемые результаты:
Список литературы:
Приложение Конспект занятия по математике «Путешествие к королеве Математики» в старшей группе. Тема:«Счет до 9». Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 9 Задачи: - воспитывать интерес к математическим знаниям; -развивать психические процессы: внимание, мышление, память, восприятие, творческое воображение; -учить выполнять счет предметов до 9; Методы обучения: беседа, показ, проблемная ситуация, иллюстрация; упражнение, стимулирование занимательным содержанием. Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 9, счетные палочки, геометрические фигуры, королева Математики. Ход НОД: М.Н.- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними, пожелаем здоровья друг другу — скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки. В круг широкий, вижу я, М.Н.- -Сегодня я получила необычную посылку от королевы математики. Посмотрим, что в ней? Посмотрите, что это? По- моему, это письмо. Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, ребята! Большой вам привет от королевы Математики. Я узнала, что вы научились считать и очень этому рада! Я приглашаю вас в путешествие по королевству математики. Вас ждут интересные задания. Успехов вам, мои юные друзья!» М.Н.- -А перед тем как отправиться в гости, проведем небольшую разминку! Я буду вам задавать вопросы, а вы должны быстро ответить на них. Готовы? - Ребята, а какое сейчас время года? - Какой сейчас месяц и по счету? (Ноябрь – последний осенний месяц.) -Какой сегодня день? - Сколько дней в неделе? (7дней в неделю.) - Сейчас утро или вечер (Утро.) - Как называются сутки, которые уже прошли? -Как называются сутки, которые будут? -Как называются сутки, которые происходят сейчас, на данный момент? -Сколько раз в году бывает день рождения? (Один раз в году) М.Н.- Молодцы! Хорошо ответили на вопросы. М.Н.: Ребята, как вы думаете кто живёт в королевстве математики? (королева, король, цифры, числа, геометрические фигуры, задачи) -----Правильно ребята. В стране математики считают, решают задачи, выполняют интересные задания. М.Н.: Так же королева прислала нам волшебную палочку. Сейчас вы закроете глаза, я взмахну палочкой, и мы вместе скажем волшебные слова: «Топну, хлопну, повернусь, в стране математики окажусь!» Вот мы и в гостях у королевы математики. Королева Математики: Королева Математики: -Перед вами цветочная поляна. Сосчитайте цветы. -Цветков 9. Если мы уберем один цветок, сколько цветов останется? (8). -Если убрать еще один цветок, сколько будет? (7). - Теперь к 7 цветкам прибавим еще один – сколько стало цветов? (8). -Сколько цветов будет, если к 8 прибавить еще один? (9). Всего 9 цветов. -Теперь сосчитайте бабочек. Всего 8 бабочек. Хватит ли бабочек на все цветы? На каждый цветок посадим одну бабочку. Хватило? (Нет). Цветов 9, пчелок 8. Чтобы пчелок стало 9, что нужно сделать? (Добавить одну пчелку). -Хорошо справились с моим заданием. М.Н.- Ребята, посмотрите, что же здесь случилось? Эти цифры потеряли своих соседей, давайте поможем найти их. М.Н -Назовите, какая цифра стоит перед цифрой «2»? Какая после цифры «2»? М.Н -Настя, назови, какая цифра стоит перед цифрой «3»? Какая после цифры «3»? М.Н -Назовите «соседей» цифры «4». М.Н -Костя, назови, какое число стоит перед числом «5»? Какое после числа «5»? Королева Математика: - Молодцы! Вы меня очень порадовали тем, что хорошо выполнили задания. Физминутка М.Н.- Ребята, вы устали? Становитесь в круг, я предлагаю поиграть с мячом. Я буду называть слово, бросать вам по очереди мяч, а вы, бросая мне его обратно, называть - противоположное. Игра «Покажи столько же» Королева Математики: (Педагог предлагает детям разложить перед собой на столе столько же счетных палочек, сколько точек на картинке на экране. Количество точек должно быть от 1 до9.) Королева Математики: -Сколько сейчас палочек вы разложили перед собой? -Составьте перед собой на столе столько же счетных палочек, сколько точек на экране. -Я довольна вашими умениями . Игра «Построим фигуру из счетных палочек» М.Н.: -Королева Математики, мы не только умеем считать палочки, но и умеем строить фигуры из них. М.Н.: -Ребята посмотрите на экран. на что похожа эта фигура? (На елку) М.Н.: -Составьте из счетных палочек фигуру как на рисунке. А Королева Математики посмотрит, как вы справляетесь с этим заданием. М.Н.: -Молодцы! Королева Математика: - Ну что ж, и с этим заданием вы тоже справились. Все задания выполнены. Вы можете гордиться своими знаниями. Молодцы! И за это я хотела бы вам на память подарить вот такие вот медали «Знатоки математики» М.Н.: Давайте скажем спасибо!!1! -Ну, а теперь нам пора возвращаться обратно , в свое королевство, в свой детский сад! До свидания, Королева Математика! ( Дети прощаются) М.Н.:Что вам понравилось сегодня на занятии больше всего? Что показалось вам трудным? Дети делятся впечатлениями. Конспект занятия. Лепка в старшей группе на тему: «Веселые цифры» Цель: лепка цифр из пластилина на картоне Задачи: -повторить значение цифр от 1 до 9; правильно изобразить цифру -продолжать учить приемам лепки (раскатывание валика) -развивать мелкую моторику. -воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Материал: Цветной пластилин, стеки, влажные салфетки, клеенка, карточки с цифрами от 1 до 9. Ход занятия Воспитатель берет конверт и достает письмо. Когда-то давно у людей не было ни картона, ни шариковой ручки. Даже не было компьютера, чтобы что-то сделать или поиграть. Поэтому человек мог рисовать только палочкой на песке или угольком на стене своей пещеры. Первые глиняные дощечки-письма появились в Месопотамии (современный Иран). Писец брал сырую дощечку с гладкой поверхностью (показать иллюстрацию) и палочкой выдавливал на ней текст. Потом дощечку сушили на солнце или обжигали в печи. После этого ее обмазывали слоем глины и на ней писали имя адресата. Затем шел повторный обжиг. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от«конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе. Давайте вспомним какие цифры мы с вами знаем. Воспитатель читает загадки про цифры. С хитрым носиком сестрица Счет откроет (единица) С легким росчерком пера Появилась цифра (два) Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка, Ты получше посмотри – Это вроде бы и буква, Но еще и цифра (три) Кто-то ночью старый стул Спинкой вниз перевернул. И теперь у нас в квартире Стал он цифрою (четыре) Если два перевернуть И внимательно взглянуть, Так и сяк взглянуть опять, То получим цифру (пять) Физкультминутка. Долго, долго мы лепили, (круговые вращения руками.) Наши пальцы утомились. (встряхивание кистями рук.) Пусть немножко отдохнут (поглаживание каждого пальчика по очереди.) И опять лепить начнут. Дружно руки разведем (развели руки в стороны.) И опять лепить начнем. (хлопаем в ладоши.) Может быть так древние умельцы отдыхали. 5. Повторение правил работы с пластилином. А сейчас мы с вами попробуем так же как и древние люди изобразить наши с вами цифры. Теперь приступим к нашим цифровым табличкам. Давайте вместе разомнем пластилин и сделаем плоскую пластилиновую дощечку. Возьмем стеку (палочка) и порисуем на «дощечке» как древние греки. Что получилось у вас на табличках? (ответы). Теперь мы с вами вспомним значение каждой цифры. Выберите и запомните каждый свою цифру. Выберите картон и подберите цвет пластилина, подходящий по контрасту. К темному картону–светлый пластилин, к светлому – наоборот. Открою секрет! Пластилином можно рисовать! На картоне нарисован контур цифры, а затем выкладывайте по рисунку пластилиновую колбаску и приминаем ее(примазывая) .А чтобы цифры смотрелись красивее и веселее, мы украсим их горохом. 6. Самостоятельная работа. Ну что, можно обходиться без шариковой ручки и компьютера? (ответы). С такими цифрами мы можем даже поиграть. Да? (выкладываются цифры и меняются местами). 7. Выставка работ. Молодцы! Давайте уберем пластилин и наши цифры. Они нам еще пригодятся. Протрите свои руки салфетками.
|