Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей |
Математика детям | |||
Автор: Першина Александра Владимировна | |||
01.08.2023 14:34 | |||
Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Поэтому очень важно развивать умственные и интеллектуальные- творческие способности детей, которые позволяют легко освоить новое. Цели: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности. Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания. Задачи:
В связи с этим возникает проблема: как обеспечить математическое развитие детей. Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать. Доказывать правильность выполненных действий для развития познавательных способностей используются следующие инновационные методы и приемы: элементарный анализ, сравнение, решение логических задач, воссоздание и преобразование. ФГОС требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, занимательный материал. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. Среди игр дошкольников особое место занимает дидактическая игра. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход. Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:
Особую ценность для познавательного развития в математическом развитии имеютпроблемные ситуации. Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация — ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность логического мышления, является одним из условий, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Таким образом, использование проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня развития мышления дошкольников. В практике работы я использую сделанный своими руками лепбук в котором много дидактических развивающих игр. Познавательный интерес к учебному материалу, не у всех детей одинаков. Для усиления этого интереса я стремлюсь создать повышенный эмоциональный настрой. Дидактическая игра «Закатай банки» Цель игры: учить находить и называть количество предметов, подбирать соответствующие цифры; развивать сенсорные способности детей, любознательность; воспитывать интерес к математике. Ход игры: педагог показывает детям банки с разным количеством фруктов или овощей и просит подобрать к ним крышки с правильной цифрой. Дидактическая игра «Составь фигуру из счетных палочек по образцу» Цель игры: упражнять детей в выкладывании фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти из счетных палочек; развивать внимание, память, мелкую моторику; учить анализировать и синтезировать упрощенные графические изображения. Дидактическая игра «Найди правильную цифру» Цель игры: упражнять в счёте, развивать моторику руки, воспитывать интерес к математическим играм, умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно. Правила: Назвать, посчитать картинки и прикрепить цифры на свое место. Игру можно использовать в индивидуальной работе с детьми и групповой. Дидактическая игра «Геометрическое домино» Цель игры: Формировать умение слушать, различать цвета, форму, развивать наблюдательность, внимание. В игре участвуют 2-4 детей. Каждый из детей получает по 7 карточек с изображением геометрических фигур (разного цвета). Остальные карточки находятся в резервуаре. Дидактическая игра «Танграмм» Цель игры: развивать у детей комбинаторные способности, воображение, внимание и умение действовать по инструкции. Задача игрока в развивающей игре сложить фигурки из частей головоломки так, чтобы, во-первых, были использованы обязательно все части головоломки, а, во-вторых, детали не перекрывали друг друга. Фигурки можно как угодно переворачивать, класть любой стороной вверх. Дидактическая игра «Собери картинку по цифрам» Цель игры: закреплять навыки счета в пределах 10, акцентировать внимание на месте числа в ряду других чисел, развивать память, внимание, логическое мышление. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полосочки с цифрами по порядку. Соедини по точкам Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму В заключении были достигнуты цели: у детей появился интерес к математике, стала более развита память, внимание, мелкая моторика, научились находить и называть количество предметов, выкладывать фигуры по образцу, быстрее стали запоминать цифры, стали более развиты начальные графические навыки. Автор: воспитатель Першина А.В г.Новокубанск, МДОБУ №12 «Сказка»
|