Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ — технологии в средней группе «Путешествие в страну математика»
Математика детям
Автор: Юркина Евгения Александровна Лукина Ирина Сергеевна   
10.04.2023 08:23

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ — технологии в средней группе «Путешествие в страну математика»Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ — технологии в средней группе «Путешествие в страну математика»

Актуальность: Одна из основных задач дошкольного образования – это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.

Цель: закрепление знаний детей о цифрах, геометрических фигурах, времени с использованием ТРИЗ — технологии.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить детей выполнять ТРИЗ — упражнения, считать предметы, обозначая их цифрой, ориентироваться в пространстве
  • повторить прямой и обратный счет, местонахождение цифры в ряду от 1 до 5
  • отгадывать математические загадки. Закреплять навыки счета, элементарные знания о свойствах знакомых геометрических фигур.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, глазомер, воображение, сообразительность
  • развивать мелкую моторику, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математике; способствовать развитию познавательной активности; формировать организованность на занятии.

Материал и оборудование: кукла Матеша; демонстрационные цифры; геометрические фигуры; стрелки — «указатели»; наборное полотно (демонстрационное); индивидуальные карточки для счета; карточки для определения ширины тропинки ( «Кто по какой тропинке ходит?»); набор карточек: утро, день, вечер, ночь — на каждого ребенка; набор геометрических фигур; кассы цифр.

Педагогические технологии: ТРИЗ, игровые, здоровьесберегающие технологии.

Предварительная работа: игры-упражнения ТРИЗ, наблюдение за характерными событиями в определенное время суток; отгадывание загадок; игры конструктивного характера с геометрической мозаикой.

Ход НОД

Воспитатель загадывает загадку:

В этой стране цифры живут,

Там ширину и длину измеряют,

Счет точный часам и предметам ведут,

Что легче, что тяжелей выясняют.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это за страна такая, как она называется?

Дети: страна Математика!

Воспитатель: Это не просто страна, это царство. И сегодня, ребята, мы отправимся в эту страну, в гости к царице Матеше. К любому путешествию нужно подготовиться, сделать разминку. Готовы? Приступим!

Разминка:

Упражнение «Назови предмет по его противоположным признакам»

Что может быть и длинным, и коротким? (день или ночь; дорога);

Что может быть и легким, и тяжелым? (банка, корзина, ткань);

Что может быть и мягким, и твердым? (шоколад, масло, хлеб);

Что может быть и горячим, и холодным? (утюг, песок);

Что может быть и острым, и тупым? (нож, угол);

Что может быть и ранней, и поздней? (осень, весна);

Что может быть и прозрачным, и мутным? (вода, стекло)

Воспитатель: Наша разминка прошла успешно. Что ж — в путь! Отправимся к царице Матеше пешком. Как же найти дорогу в царство Математика? А-а-а-вот и подсказка! (Дети видят указатель со стрелками, воспитатель читает.)

Прямо пойдешь — приключения найдешь; налево пойдешь — развлечения найдешь; направо пойдешь – в Математику придешь. (Педагог уточняет направления «от себя»).

Куда нам пойти?

Дети: Направо!

Воспитатель: Что ж, отправляемся направо.

Дети занимают места; рассаживаются; появляется царица Матеша.

Царица Матеша: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас в своих владениях, царстве Математика. Знаю, что вы любите считать, сравнивать, решать задачи, конструировать. И я подготовила для вас интересные задания. Хотите их выполнить?

Дети: Да!

Царица Матеша: Как-то в гости ко мне пришли мои знакомые зайчата — «овальчата». Они играли с цифрами: бегали, прыгали. И все цифры перепутали. Необходимо цифры расставить по порядку.

Задание 1. «Расставь цифры по порядку от 1 до5» (выполняется у доски).

Воспитатель: Вот следующее задание. На ваших карточках изображены лакомства для зайчат: капуста, морковь, яблоки. Необходимо каждое их количество сосчитать и обозначить цифрой. Будьте внимательны: предметы на карточках разной величины, по-разному расположены.

Задание 2. «Сосчитай и обозначь правильно» (выполняется с использованием индивидуальных карточек и касс цифр; 2-3 ребенка с места по очереди вслух считают и комментируют обозначение цифрой).

Царица Матеша: Молодцы, дети. Вижу, что и с этим моим заданием вы справились.

В моем царском лесу живут не только зайцы. Но и лисята, белки, ежи, медвежата. Хочу предложить вам еще одно интересное, забавное задание. На ваших карточках изображены тропинки, различные по ширине; необходимо выбрать нужную тропу для каждого из трех зверей и объяснить, почему вы выбрали и поставили фигурку зверя на данную дорожку.

Задание 3. «Кто по какой тропинке ходит?» (Дети с использованием индивидуальных карточек подбирают соответствующую ширине тропинки фигурку животного и комментируют вслух: 2-3 ответа).

Воспитатель: Что ж, Матеша, ты увидела, что наши ребята с интересом и правильно выполняют твои задания?

Царица Матеша: Да, в моем царстве все точно, все события совершаются по времени. И сейчас время выполнить физкультминутку, чтобы маленькие путешественники не устали.

Физкультминутка «Часы».

Тик-так, тик-так-

В доме кто умеет так?

(наклоны головы вперед-назад)

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

(взмахи руками влево — вправо, наклонившись вперед)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

(поднять руки вверх, сложить «домиком»)

Прокукует птичка время-

Снова спрячется за дверью.

(развести руки в стороны — обхватить себя руками)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

(круговые движения руками)

Царица Матеша: Скажите, дорогие друзья, а для чего нужны часы?

Дети: Чтобы знать, что нужно делать днем или вечером; чтобы не опаздывать никуда…

Царица Матеша: Правильно! А теперь я хочу убедиться в этом.

Воспитатель: Хорошо, Матеша, наши дети расставят по порядку части суток и назовут их.

Задание 4. Дидактическое упражнение «Расставь карточки-картинки по порядку» (дети выполняют задание, используя индивидуальные карточки: располагают по порядку картинки с изображением утра, дня, вечера, ночи).

Царица Матеша: А умеют ли ребятки отгадывать загадки? А загадки мои не простые, а математические. И они о геометрических фигурах.

Задание 5. «Геометрические загадки» (дети отгадывают загадки).

У меня нет углов,

Всегда катиться я готов;

Назови меня, мой друг,

Кто же я? Ответишь? (круг)

А у меня четыре стороны,

И четыре все равны;

Углы вовсе не кривые,

А, наоборот, прямые;

Треугольнику я рад,

И зовут меня…… (квадрат)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны-

Ну, пожалуй, и довольно…

Кто я, дети? (треугольник)

Царица Матеша: И загадки вы мои отгадали! Хорошо! А о каких известных вам геометрических фигурах я не загадала загадки?

Дети: овал, прямоугольник

Царица Матеша: Какие молодцы!

Воспитатель: Да, ребята многому научились, многое умеют. Однако, Матеша, загостились мы в твоем царстве-государстве, пора нам в детский сад возвращаться.

Царица Матеша: Я была вам очень рада, и, надеюсь, что часто будете приходить ко мне в гости.

Дети: Матеша до свидания!

Матеша уходит.

Список использованных источников

1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

  1. Ребенок в детском саду: иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. – 2019. – № 2.
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2021. – 212 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год