Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ — технологии в средней группе «Путешествие в страну математика» |
Математика детям | |||
Автор: Юркина Евгения Александровна Лукина Ирина Сергеевна | |||
10.04.2023 08:23 | |||
Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ — технологии в средней группе «Путешествие в страну математика» Актуальность: Одна из основных задач дошкольного образования – это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС. Цель: закрепление знаний детей о цифрах, геометрических фигурах, времени с использованием ТРИЗ — технологии. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал и оборудование: кукла Матеша; демонстрационные цифры; геометрические фигуры; стрелки — «указатели»; наборное полотно (демонстрационное); индивидуальные карточки для счета; карточки для определения ширины тропинки ( «Кто по какой тропинке ходит?»); набор карточек: утро, день, вечер, ночь — на каждого ребенка; набор геометрических фигур; кассы цифр. Педагогические технологии: ТРИЗ, игровые, здоровьесберегающие технологии. Предварительная работа: игры-упражнения ТРИЗ, наблюдение за характерными событиями в определенное время суток; отгадывание загадок; игры конструктивного характера с геометрической мозаикой. Ход НОД Воспитатель загадывает загадку: В этой стране цифры живут, Там ширину и длину измеряют, Счет точный часам и предметам ведут, Что легче, что тяжелей выясняют. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это за страна такая, как она называется? Дети: страна Математика! Воспитатель: Это не просто страна, это царство. И сегодня, ребята, мы отправимся в эту страну, в гости к царице Матеше. К любому путешествию нужно подготовиться, сделать разминку. Готовы? Приступим! Разминка: Упражнение «Назови предмет по его противоположным признакам» Что может быть и длинным, и коротким? (день или ночь; дорога); Что может быть и легким, и тяжелым? (банка, корзина, ткань); Что может быть и мягким, и твердым? (шоколад, масло, хлеб); Что может быть и горячим, и холодным? (утюг, песок); Что может быть и острым, и тупым? (нож, угол); Что может быть и ранней, и поздней? (осень, весна); Что может быть и прозрачным, и мутным? (вода, стекло) Воспитатель: Наша разминка прошла успешно. Что ж — в путь! Отправимся к царице Матеше пешком. Как же найти дорогу в царство Математика? А-а-а-вот и подсказка! (Дети видят указатель со стрелками, воспитатель читает.) Прямо пойдешь — приключения найдешь; налево пойдешь — развлечения найдешь; направо пойдешь – в Математику придешь. (Педагог уточняет направления «от себя»). Куда нам пойти? Дети: Направо! Воспитатель: Что ж, отправляемся направо. Дети занимают места; рассаживаются; появляется царица Матеша. Царица Матеша: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас в своих владениях, царстве Математика. Знаю, что вы любите считать, сравнивать, решать задачи, конструировать. И я подготовила для вас интересные задания. Хотите их выполнить? Дети: Да! Царица Матеша: Как-то в гости ко мне пришли мои знакомые зайчата — «овальчата». Они играли с цифрами: бегали, прыгали. И все цифры перепутали. Необходимо цифры расставить по порядку. Задание 1. «Расставь цифры по порядку от 1 до5» (выполняется у доски). Воспитатель: Вот следующее задание. На ваших карточках изображены лакомства для зайчат: капуста, морковь, яблоки. Необходимо каждое их количество сосчитать и обозначить цифрой. Будьте внимательны: предметы на карточках разной величины, по-разному расположены. Задание 2. «Сосчитай и обозначь правильно» (выполняется с использованием индивидуальных карточек и касс цифр; 2-3 ребенка с места по очереди вслух считают и комментируют обозначение цифрой). Царица Матеша: Молодцы, дети. Вижу, что и с этим моим заданием вы справились. В моем царском лесу живут не только зайцы. Но и лисята, белки, ежи, медвежата. Хочу предложить вам еще одно интересное, забавное задание. На ваших карточках изображены тропинки, различные по ширине; необходимо выбрать нужную тропу для каждого из трех зверей и объяснить, почему вы выбрали и поставили фигурку зверя на данную дорожку. Задание 3. «Кто по какой тропинке ходит?» (Дети с использованием индивидуальных карточек подбирают соответствующую ширине тропинки фигурку животного и комментируют вслух: 2-3 ответа). Воспитатель: Что ж, Матеша, ты увидела, что наши ребята с интересом и правильно выполняют твои задания? Царица Матеша: Да, в моем царстве все точно, все события совершаются по времени. И сейчас время выполнить физкультминутку, чтобы маленькие путешественники не устали. Физкультминутка «Часы». Тик-так, тик-так- В доме кто умеет так? (наклоны головы вперед-назад) Это маятник в часах Отбивает каждый такт. (взмахи руками влево — вправо, наклонившись вперед) А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. (поднять руки вверх, сложить «домиком») Прокукует птичка время- Снова спрячется за дверью. (развести руки в стороны — обхватить себя руками) Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга. (круговые движения руками) Царица Матеша: Скажите, дорогие друзья, а для чего нужны часы? Дети: Чтобы знать, что нужно делать днем или вечером; чтобы не опаздывать никуда… Царица Матеша: Правильно! А теперь я хочу убедиться в этом. Воспитатель: Хорошо, Матеша, наши дети расставят по порядку части суток и назовут их. Задание 4. Дидактическое упражнение «Расставь карточки-картинки по порядку» (дети выполняют задание, используя индивидуальные карточки: располагают по порядку картинки с изображением утра, дня, вечера, ночи). Царица Матеша: А умеют ли ребятки отгадывать загадки? А загадки мои не простые, а математические. И они о геометрических фигурах. Задание 5. «Геометрические загадки» (дети отгадывают загадки). У меня нет углов, Всегда катиться я готов; Назови меня, мой друг, Кто же я? Ответишь? (круг) А у меня четыре стороны, И четыре все равны; Углы вовсе не кривые, А, наоборот, прямые; Треугольнику я рад, И зовут меня…… (квадрат) Три вершины тут видны, Три угла, три стороны- Ну, пожалуй, и довольно… Кто я, дети? (треугольник) Царица Матеша: И загадки вы мои отгадали! Хорошо! А о каких известных вам геометрических фигурах я не загадала загадки? Дети: овал, прямоугольник Царица Матеша: Какие молодцы! Воспитатель: Да, ребята многому научились, многое умеют. Однако, Матеша, загостились мы в твоем царстве-государстве, пора нам в детский сад возвращаться. Царица Матеша: Я была вам очень рада, и, надеюсь, что часто будете приходить ко мне в гости. Дети: Матеша до свидания! Матеша уходит. Список использованных источников 1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
|