Формирование математических представлений дошкольников |
Математика детям | |||
Автор: Сивохина Татьяна Николаевна | |||
26.02.2023 08:59 | |||
Формирование математических представлений дошкольников Особенности развития математических представлений у дошкольников Математические способности относятся к разновидностям интеллектуальной деятельности. Их формирование и развитие происходит в процессе обучения. Чтобы развить математические способности у детей, педагоги проводят организацию учебных занятий особым образом: используют специальные упражнения, которые ориентированы на развитие мыслительных процессов и подготовку к последующему совершенствованию умственных навыков деятельности.
Для развития математических способностей не требуется обладать отличной памятью. Математические способности ни в коей мере не связаны с темпом работы ребенка. Он может быть медлительным, не отличаться быстрым восприятием, но при этом, обладать навыками тщательного продумывания своей деятельности, мыслить творчески, что в итоге благотворно сказывается на формировании математических навыков. Развитие математических способностей зависит от возраста ребенка. Поскольку разный возраст определяет наличие определенных интеллектуальных навыков ребенка и обуславливает особенности его усвоения математических навыков. Математические навыки состоят из следующих элементов:
Освоение навыков счета начинается детьми в четырехлетнем возрасте. Дети этого возраста могут произвести простые подсчеты, имеют представления об элементарных временных и пространственных связях, могут видоизменять объекты разных структур и модификаций. Фактически, ребенок принимает участие в простейшей математической деятельности, делая это на бессознательном уровне. Объем математических представлений и навыков постепенно растет. Их освоение происходит постепенно, с течением времени и развития познавательных процессов. Познавательная активность и логические процессы развиваются за счет организации педагогом развивающих игр различной направленности. В задачу педагога входит создание определенной среды для усвоения навыков сравнения, подсчета, объединения и разъединения различного количества объектов, предметов, явлений. При этом, игровая деятельность, ее сюжетная линия выбирается ребенком самостоятельно. Педагог только направляет деятельность детей и помогает достичь нужного результата – развитие конкретного элемента математических способностей. Основные приемы развития элементарных математических способностей Педагоги применяют различные методики обучения дошкольников для развития у них простейших математических способностей. Их можно подразделить на три основные группы:
порядок и емкость зависит также от возрастной специфики развития детей. 3. Практические приемы – основаны на использовании различных упражнений, заданий, включение в процесс обучения различных игр, экспериментальной деятельности и моделирования. Использование дидактической игры в качестве метода развития математических способностей Для развития основных математических способностей ребенка дошкольного возраста применяются различные дидактические игры – настольные, сюжетные, словесные, инсценированные. Использование игровой деятельности для развития определенных способностей имеет важное обучающее значение. В дошкольном возрасте, ребенок с трудом усваивает информацию, которая доносится до него в форме построения учебного занятия. Игра же, завлекает ребенка, стимулирует его интерес и желание познавать. Поэтому дидактические игры характеризуются пользой и глубоким содержанием. В ходе игры, у ребенка формируются новые навыки, закрепляются старые и усваиваются новые теоретические знания. Дидактические игры направлены на умственное развитие ребенка, поскольку в ходе их применения ребенок обучаются счету, развиваются его речевые навыки. Все это, положительно сказывается на развитии математических способностей. Дидактические игры организуются по определенным правилам и включают в себя различные действия, носящие логический характер. Дети обучаются новым способам действий, формируются и совершенствуются их пространственные представления. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Примеры дидактических игр и упражнений Дидактическая игра «Сыщики» Цель: развитие пространственных представлений детей через дидактическую игру. Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.). Игровая задача: найти игрушки и вернуть их на своё место. Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции. Игровое действие: взаимодействовать с игрушками. Содержание. Воспитатель сообщает ребенку, что ночью в группе произошел переполох и все игрушки спрятались. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в сыщика, найти игрушки по названым ориентирам, в соответствии с которыми ребенок движется к цели (т. е. к месту, где спрятана игрушка) и вернуть их на свои место. Ребенку предлагается, например, дойти до шкафа, повернуть направо, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку. Дидактическая игра «Путешествие по морю» Цель: развитие пространственных представлений детей, через дидактическую игру. Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). Игровая задача: управлять кораблем всем вместе. Игровое правило: совершить путешествие по морю. Игровое действие: перемещать штурвал «корабля». Содержание. Воспитатель предлагает детям совершить путешествие по морю и сообщает, что корабль придется управлять всем вместе в ручную. Воспитатель задает инструкцию: «Разместите штурвал в середину листа. Впереди огромные скалы, их надо оплыть, переведите штурвал в верхний правый угол. Навстречу нам движется другой корабль, переведем штурвал в нижний левый угол. К нам приближается огромная волна, переводим штурвал в нижний правый угол. Пересекаем прекрасный залив и переводим штурвал в верхний левый угол. Переходим на автоматическое управление, переводим штурвал в середину» Дидактическая игра «Графический диктант» Цель: развитие пространственных представлений детей через дидактическую игру. Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа. Игровое правило: следовать инструкции взрослого. Игровое действие: взаимодействовать с заколдованным персонажем. Содержание. Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось Применение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и развитии математических способностей: Развивает умственную активность ребенка дошкольного возраста; Развивает психические процессы организма; Формирует заинтересованность познавательной деятельностью; Развивает навыки наблюдения, сравнения, сопоставления, группировки объектов по различным признакам, формирует способности оценки и анализа различных процессов; Развивает сенсорные навыки и умения; Формирует правильное речевое произношение, речевое построение и способности грамотного выражения своих мыслей в речи.
|