Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Опыт работы по развитию интеллектуальных способностей дошкольников посредством ментальной арифметики»
Математика детям
Автор: Зверева Екатерина Владимировна   
24.12.2022 11:59

«Опыт работы по развитию интеллектуальных способностей дошкольников посредством ментальной арифметики»«Опыт работы по развитию интеллектуальных способностей дошкольников посредством ментальной арифметики»

Зверева Е.В., Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 50 комбинированного вида», п. Вырица, Гатчинский р-н, Ленинградская обл.

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Современная социокультурная и образовательная ситуация выдвинула в качестве приоритетной проблему ранней диагностики одаренности детей. Создание оптимальных условий для воспитания и образования одаренных детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества.

Под одаренностью понимают высокий уровень развития способностей детей, позволяющий ему достигать успехов в определенных областях деятельности. К группе одаренных детей могут быть отнесены дети среднего и старшего дошкольного возраста, которые имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность, испытывают радость от умственного труда. Для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционное мышления.

Одной из задач психолого-педагогического сопровождения ребенка является: обеспечение условия для самореализации личности, используя современные развивающие технологии обучения.

 

В МБДОУ «Детский сад № 50 комбинированного вида» творческая группа нашего коллектива провела диагностику одаренности воспитанников по десяти направлениям. В нескольких группах старшего возраста (подготовительные) были выявлены дети с академической одаренностью, имеющими особые способности к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, «синтезируют» знания практически «из воздуха», они легко учатся, не просто усваивают материал, но и свободно применяют его в различных учебных и бытовых ситуациях – умеют и любят учиться. Воспитанники стремятся к получению знаний и умений, обладают познавательной активностью, проявляют интерес к новому. Успешны в освоении программного материала, имеют широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов. Чтобы оказать поддержку этим воспитанникам, при ДОУ было решено организовать кружок по развитию интеллектуальных способностей детей.

Одной из современных методик развития интеллектуальных способностей ребенка является Ментальная арифметика. Данная методика широко используется с 1993 г. для обучения детей в 52 странах мира, начиная с Канады и заканчивая Великобританией. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ. На своей родине — Японии, она включена в школьную программу как обязательный предмет. Ментальная арифметика — это способ устного счёта в уме при помощи воображения. Около пяти тысяч лет назад впервые заговорили о ментальной арифметике в Древней Греции, Индии, Риме. Методику изобрели для обучения детей счёту. В её основу положен принцип вычисления с помощью счётной доски, или абакуса (соробана), которая помогает быстрее проводить математические вычисления в уме.

Эту методику я выбрала для работы с одаренными детьми за ее гармоничность, неординарность, огромную вариативность заданий, упражнений и игр, которые охватывают не только математическую область, но и положительно влияют на активность головного мозга, улучшают память, внимание, мышление и воображение, увеличивают скорость обработки информации, развивает творческие способности.

Классическое умение считать строится на знании и представлении числа как абстрактной единицы. Знакомясь и работая с понятием «число», мы в какой-то момент переходим от счёта предметов (яблок, конфет, счётных палочек) к счёту абстрактному. И чтобы сложить 5 и 2, уже не представляем картинки. Постепенно счёт усложняется, числа увеличиваются, и нам нужны новые абстракции, которые строятся на понимании состава чисел. Так мы запоминаем состав чисел до 10, 20, 100, 1000, полагаясь на память и логику, но не всегда эти процессы запоминания легки и часто требуют значительных усилий.

Ментальная арифметика предлагает другой подход. Считая ментально, ребёнок не уходит от изображений, но вместо предметов для счёта использует воображаемые счёты — абакус, он же соробан. Овладев счётами физически, юному арифметику уже совершенно не сложно представить этот инструмент у себя в голове. На воображаемом абакусе ребёнок может быстро выполнить такие вычисления, которые при помощи абстрактных величин ему ещё недоступны, и сделать это с огромной скоростью.

Занятия по ментальной арифметике решают несколько проблем, встречающихся у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чаще всего это развитие: скорости устного счёта, концентрации внимания, мелкой моторики, памяти, воображения, логического мышления, уверенности в себе.

Оптимальный возраст для начала занятий ментальной арифметикой — это 6-8 лет. Считается, что в это время головной мозг обладает наибольшей пластичностью и впитывает информацию как губка. Также это возраст, когда ребенок достигает личностной зрелости, знаком с правилами поведения на занятиях. По статистике, дети в этом возрасте быстрее добиваются положительных результатов в ментальной арифметике.

Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки добавляют и вычитают только указательным пальцем. Все движения должны быть доведены до автоматизма. Обучение осуществляется в несколько этапов:

  1. Подсчет результата вычислений с помощью абакуса. На первом этапе используются механические счеты: дети запоминают расположение косточек на спицах, обучаясь правильному расположению рук и простым операциям с числами (сложению и вычитанию), используя для этих операций обе руки.
  2. Дети учатся воспроизводить действия в уме – работа с воображаемым абакусом. Второй этап начинается параллельно с предыдущим: дети учатся представлять себе инструмент для счета и производить действия на этом воображаемом (ментальном) абакусе. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.
  3. Отработка навыков, возрастание сложности операций. По мере того, как растет сложность числовых операций и скорость вычислений, дети постепенно переходят к естественному, быстрому и точному устному счету, не теряя навыков вычисления привычными методиками, многократное повторение.

Кружок работает в нашем ДОУ уже второй год, результаты работы первого года оправдали все ожидания. У детей улучшилась память, внимание, мышление, мелкая моторика, хорошо развилось воображение. Что касается непосредственно математических навыков, то и здесь были достигнуты высокие результаты. Дети научились производить вычислительные операции в уме до 100, и с помощью абакуса до 1000. Очень важно при организации кружка учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Если дети обладают разным темпом работы, целесообразно разделить их на две группы или учитывать способности каждого ребенка и организовывать работу так, чтобы давать возможность выполнить задание самостоятельно каждому и не давать скучать тем, кто справился быстрее. В своей практике я использовала второй вариант, дети с более быстрым темпом работы получают дополнительный материал для самостоятельной работы, возможно с усложнением или выполняли поручение по наставничеству детей с более медленным темпом работы. Также могут возникнуть ситуации, когда ребенок, согласно диагностике, обладает высоким уровнем познавательного развития, но на первых же занятиях выясняется, что у него очень плохо развито воображение, а это значит, что с этим ребенком надо работать индивидуально или не включать его в кружковую работу. В первый год организации кружка, я совершила ошибку и оставила ребенка с плохо развитым воображением в общей группе, решив, что смогу организовать работу таким образом, чтобы индивидуально поддерживать его. На опыте оказалось, что сделать это крайне сложно, ребята из общей группы поначалу терпеливо относились к тому, что мне необходимо дополнительно уделять значительное внимание одному из них, впоследствии, однако я заметила некоторое недовольство среди общей группы. Кроме того, особенный ребенок начал чувствовать себя ущербно и стал проявлять эмоциональную неустойчивость, так что мне пришлось отказаться от этого опыта. Вот почему очень важно, чтобы дети, посещающие данный кружок, были примерно с одинаковым уровнем развития, темпом работы.

При организации кружка важно также не забывать работу с родителями, которую можно обеспечить путем создания группы в Вконтакте. На страничке группы можно выкладывать просветительскую информацию, задания для домашней работы, фотографии с занятий. Родители могут задавать вопросы по курсу, обмениваться с группой информацией.

Курс программы может быть рассчитан как на два года (5-7 лет), так и на один (6-7 лет). В зависимости от поставленных задач. Конечно проще работать с детьми подготовительной группы, так ка они уже знакомы с составом числа, с написанием цифр, счетом до 10-20. Однако, как я уже подчеркнула, эту программу можно брать с детьми с более низким познавательным развитием и стремиться к выполнению задач доступных им.

Занятия желательно проводить 2 раза в неделю (по 25-35 мин) в зависимости от структуры занятия. Каждое занятие должно быть построено так, чтобы воспитанники имели достаточное время для отдыха (разминки, физминутки), так как задания порой требуют значительных умственных усилий. Целесообразно начать занятие с общего настроя на познавательную деятельность: поговорить о времени года, погоде, настроении детей, провести психомоторное (кинезиологическое) упражнение ( «Ухо-нос», «Лезгинка», «Зайчик-кольцо»). Затем обязательно провести пальчиковую гимнастику (лучше с речевым сопровождением): «Пальчики здороваются», «Колечко». Следующим упражнением будет «Цепочка» (после усвоения соответствия числа и расположения косточек). Дальше идет объяснение нового материала, работа с флэш картами (графическое изображением положения косточек на абакусе на каждое число), счет на абакусе и ментально, таблицы Шульце (запоминание расположения фигур и точек в квадрате). После основного блока можно провести физкультминутку ( «Огонь, вода, воздух», «Солдатик-тряпичная кукла»). В заключении дается задание на работу двумя руками одновременно (разукрашивание картинок, проведение линий и т.д.), на развитие внимания ( «Найди отличия», «Что изменилось» и др.).

В заключении хочется отметить, что программа ментальной арифметики подходит также для работы с детьми с ОВЗ, ЗПР, умственной отсталостью, аутизмом. Здесь, однако надо подчеркнуть, что эти дети должны все-таки иметь сохранный интеллект. В зависимости от особенностей ребенка, можно либо организовать, либо маленькую группу таких детей (3-4 ч), либо заниматься индивидуально. Замедление реакции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является следствием нарушения взаимодействия обоих полушарий головного мозга – страдает память и в целом замедляется развитие творческого, коммуникативного и интеллектуального потенциала детей. Даже простое перемещение косточек обеими руками на абакусе способствует активизации мозга — можно сказать, что абакус оттачивает и тренирует полушария.

Литература:

  1. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03. 10. 2002 г.
  2. Ментальная арифметика. Учебное пособие для детей 4-6 лет. — Москва: траст, 2015. — 70 с.
  3. Кирилина Н.Ю., Федорова Т. В. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы [Электронный ресурс] / Н.Ю. Кирилина // Молодой ученый. — 2017. — №15. 2. — С. 89-91. — URL https: //moluch. ru/archive/149/41625/
  4. Маулешева А.С. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников [Электронный ресурс] // Символ науки. 2016. №12-2. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/mentalnaya-arifmetika-kak-netraditsionnyy-metod-obucheniya-ustnomu-schyotu-doshkolnikov
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год