Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста |
Математика детям | |||
Автор: Абраменко Ирина Эльмаровна | |||
16.08.2022 08:29 | |||
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «ЦРР – д/сад «Колокольчик» г. Абакан, Республика Хакасия Воспитатель I кв. категории Абраменко Ирина Эльмаровна В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как же обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Цель: Привить детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Задачи:
Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-либо неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Перед собой, в первую очередь, ставила задачу — сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным. Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике, какие методы обучения использовать? В процессе ФЭМП у дошкольников я использую разнообразные методы обучения:
При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д. Наиболее широко использую дидактические игры. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. Мною была создана картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах. Игры по ФЭМП: Настольные игры: «Форма и цвет», «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него, «Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами, «Подбери ключик к замочку», «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным), «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг, «Найди свою пару» (варежку) Игры – путешествия Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (треугольник или квадрат) и т. д. Игры – соревнования «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы) «Цветочная полянка» «Бабочки и цветы» Игры на количество и счёт Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала: «Магазин игрушек» (много, один, поровну) «Прогулка в лес» (сколько елочек – столько и зайчиков» Настольно – печатные игры: «Лото», «Парные картинки», «Домино», «Цветная мозаика», «Пазлы» Дидактические игры: «Кто больше найдёт отличий?» и т. д. В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Мною были использованы следующие средства: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, предметно — развивающая среда На протяжении учебного года дети посредством дидактических игр и упражнений совершенствовали умения выполнять действия с предметами, отличающимися по форме, цвету и величине, как на специально организованных видах деятельности, мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе. В конце года было проведено итоговое занятие «Путешествие в страну Математики». Были подготовлены консультации для родителей о развитии математических способностей у дошкольников с использование дидактических игр, знакомство с занимательными и развивающими играми, проводимыми с детьми. Проведены консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания. Изучение выбранной темы помогло в организации занятий по ФЭМП, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче. Список литературы:
|