Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Математика детям
Автор: Абраменко Ирина Эльмаровна   
16.08.2022 08:29

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возрастаВлияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «ЦРР – д/сад «Колокольчик» г. Абакан, Республика Хакасия Воспитатель I кв. категории Абраменко Ирина Эльмаровна

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как же обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям?

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

 

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Цель:

Привить детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

  1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  2. Обогащать развивающую среду в группе дидактическими и настольно-печатными играми.
  3. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
  4. Развивать творческие способности: любознательность, наблюдательность и чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности
  5. Развивать способности классифицировать, обобщать математический материал и приобщать к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-либо неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Перед собой, в первую очередь, ставила задачу — сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным. Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике, какие методы обучения использовать?

В процессе ФЭМП у дошкольников я использую разнообразные методы обучения:

  • Практические
  • Наглядные
  • Словесные
  • Игровые

При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.

Наиболее широко использую дидактические игры. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.

Мною была создана картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах.

Игры по ФЭМП:

Настольные игры: «Форма и цвет», «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него, «Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами, «Подбери ключик к замочку», «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным), «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг, «Найди свою пару» (варежку)

Игры – путешествия

Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (треугольник или квадрат) и т. д.

Игры – соревнования

«Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)

«Цветочная полянка»

«Бабочки и цветы»

Игры на количество и счёт

Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала:

«Магазин игрушек» (много, один, поровну)

«Прогулка в лес» (сколько елочек – столько и зайчиков»

Настольно – печатные игры: «Лото», «Парные картинки», «Домино», «Цветная мозаика», «Пазлы»

Дидактические игры:

«Кто больше найдёт отличий?» и т. д.

В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Мною были использованы следующие средства: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, предметно — развивающая среда

На протяжении учебного года дети посредством дидактических игр и упражнений совершенствовали умения выполнять действия с предметами, отличающимися по форме, цвету и величине, как на специально организованных видах деятельности, мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе.

В конце года было проведено итоговое занятие «Путешествие в страну Математики».

Были подготовлены консультации для родителей о развитии математических способностей у дошкольников с использование дидактических игр, знакомство с занимательными и развивающими играми, проводимыми с детьми. Проведены консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания.

Изучение выбранной темы помогло в организации занятий по ФЭМП, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

Список литературы:

  • Самарцева С. ТРИЗ и математика. // Дошкольное воспитание, 1996. №10.
  • Стожарова М.Ю. Математика — учимся играя/ М.Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008. 203 с.
  • Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений»«Мозаика –Синтез» Москва 2016
  • Новикова В.П. «Математика в детском саду» — Москва «Мозаика — синтез» 2010
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год