Игра как средство формирования математических представлений дошкольников |
Математика детям | |||
Автор: Ким Дарья Николаевна | |||
15.12.2021 07:52 | |||
Игра как средство формирования математических представлений дошкольников «С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой. Ребенок сталкивается с математикой еще в раннем детстве, математика нужна и домохозяйке (как иначе она разумно выстроит свой бюджет, включит микроволновку, стиральный автомат, выберет подходящий банк и т. д.), и плотнику, и бизнесмену, и ученому, занимающемуся проблемами космоса или социума.» [2] По мнению А.В. Белошистовой, математика — это явление общечеловеческой культуры. Когда человек приобщается к математике, он приобщается к нетленным культурным ценностям и тем самым, роль математики в развитии личности растущего человека очень важна. Математика в современном мире является наиболее важной областью знания современного человека. [2]
А. А. Столяр отмечает: «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [6] «На длительном пути становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста пред основу ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д. В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности: природные, цветовые, пространственные и временные; количественные, изменения по форме, размеру, расположению, пропорциям. Это обеспечивало естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.» [5] В своих трудах Е.И. Щербакова пишет, что повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно- вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Именно поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Также о том свидетельствует опыт обучения, что изучение начальной математики в наибольшей мере способствует развитию логического мышления дошкольников. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду. [7] Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств, отношений. Так, оперируя разнообразными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами), дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: «больше», «меньше», «поровну». Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в последующем понятия числа. Именно операции с множествами являются той основой, к которой обращаются дети не только в детском саду, но и на протяжении последующих лет обучения в школе. Представление о множестве формирует у детей основы понимания абстрактного числа, закономерностей натурального ряда чисел. Хотя понятия натурального числа, а также геометрической фигуры, величины, части и целого абстрактны, все-таки они отображают связи и отношения предметов окружающей действительности. [7] «Дискуссия о необходимости систематической предматематической подготовки ребенка длилась почти столетие (от работ А.В. Грубе, И.В. Песталоцци, В.А. Лая, А. Дистервега, С.И. Шохор-Троцкого и т.д. до работ Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Н.Ф. Блехер, А.М. Леушиной и др.). Практика показала, что стихийное формирование предматематических представлений у детей дошкольного возраста происходит, но эти представления формируются на житейском уровне и, как правило, приложимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознанно приложимо к различным многообразным ситуациям, так как имеет обобщенный характер. Получить такие знания ребенок может только при общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога.» [2] «Такая математическая подготовка очень важна не только с предметной, но и с психологической точки зрения. В этот период ребенок постепенно адаптируется к новому видению мира и приучается к специфике количественной оценки окружающей действительности. С точки зрения психологии восприятия характеристика «количество» является опосредованной, ее осознание и вычисление происходит тогда, когда ребенок начинает понимать отдельные детали «цельного» объекта или отдельные элементы множества как «цельной» группы.» [2] «Когда дети поступают в детский сад, то в жизни ребенка начинают происходить большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для малыша. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но самым главным является разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность и даже тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон неблагополучно сказывается на первых впечатлениях ребенка о детском саде, затрудняет привыкание к нему. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу.» [4] Каким же образом мы можем облегчить детям привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, «заиграть» ребят, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей. Сделать это можно с помощью совместных подвижных игр, фронтальных игр. [4] Игры, способствующие развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, развитию творческих способностей, в целом направлены на умственное развитие дошкольников. Дидактическая игра – это одна из разновидностей игр с правилами, они направлены на решение определенных задач в обучении детей [1] Эти игры широко применяются в качестве средства обучения, воспитания и развития. Отличие дидактической игры от обыкновенной заключается в том, что в ней участвуют обязательно все дети. Содержание таких игр, правила, методика проведения разрабатываются таким образом, что для некоторых детей дошкольного возраста, которые совершенно не испытывают интерес к математике, эти игры могут стать отправной точкой в возникновении интереса к науке математике. Использование дидактической игры в образовательной деятельности не является самоцелью, это – средство обучения и воспитания. Дидактическая игра – не забава, не стоит и рассматривать ее как деятельность, которая доставляет удовольствие ради удовольствия. В понятии «дидактическая игра» подчеркнута ее педагогическая направленность, в этом понятии отражается многообразие ее применения. В соответствии с этим можно утверждать, что применение дидактических игр в обучении математике является важным средством, которое делает образовательную деятельность дошкольников более оптимизируемой, а сами дидактические игры являются средством развития математических представлений. Наиболее существенным является рассмотрение следующих вопросов:
Вопрос целесообразности использования дидактических игр и игровых ситуаций на различных этапах занятия актуален. В частности, при проведении занятия на усвоение новых знаний, возможности дидактической игры в большей мере уступают традиционным формам обучения. В соответствии с этим рекомендуется использовать игровые формы занятий при проверке результатов обучения, формировании умений, выработке навыков и т.д. У детей в процессе игры должно вырабатываться положительное отношение к образованию. Список литературы:
|