Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников |
Математика детям | |||
Автор: Лазарева Елена Евгеньевна | |||
05.12.2021 09:21 | |||
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» Выполнила воспитатель: Лазарева Елена Евгеньевна г.о. г. Кулебаки 2021г «От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний». Л.А. Венгер Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводится к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие самостоятельности и умения творчески мыслить. Как научить ребенка думать? Проблема формирования самостоятельности и креативности мышления приобретает особую актуальность в связи с повышенным требованием общества к инициативной личности, умеющей не стандартно мыслить, находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций. В связи с этим стоит выделить такие понятия как проблемная ситуация, поисково-познавательная деятельность. Включаясь в решение проблемных ситуаций, дети сравнивают и сопоставляют, устанавливая сходство и отличие, преобразуют и группируют объекты, выражая математическое отношение к данным проблемам разными способами.
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Приобретенные дошкольниками математические представления, активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. В соответствии с ФГОС ДО основных целей математического развития детей дошкольного возраста являются:
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Новизна, необычность, неожиданность, т.е. необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Решая проблемные ситуации, воспитатели используют различные приемы, учитывающие степень самостоятельности детей: система вопросов, наводящие вопросы или задачи-подсказки, неполное решение. Включаясь в решение проблемных ситуаций, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами. Так ребенок открывает мир чисел и фигур. Занятия являются системой дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе, во время режимных моментов воспитатели большое внимание уделяют развитию мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Таким образом, решая математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. У ребенка растет и реализуется его творческий потенциал. Своими занятиями педагоги стремятся сделать путешествие ребенка в мир чисел и геометрических фигур полезным и увлекательным. Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей действительности. Все это дает возможность развитию умственных способностей, так как в процессе наблюдения за живой и неживой природой дети выделяют основные признаки объекта: цвет форму, его параметры и отношения. Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев. Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика. Знакомство с окружающим миром и развитие речи также много дают детям в плане математического развития. Также дети ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели. Как показывает практика, дети очень любят дежурить в детском саду. Принимая это во внимание, счету ребенка можно научить во время дежурства. Каждое утро пересчитывать вместе с детьми количество детей, выделять сколько мальчиков/девочек, отвечать на вопросы сколько нужно мальчиков/девочек, чтобы их стало поровну. Занимаясь аппликацией, дети могут убедиться в том, что количество предметов не зависит от места их расположения. Во время рисования можно вести поиск закономерностей или их нарушения, познакомить с понятием ритма в узоре, составлением узоров из геометрических фигур. Читая детям сказки, мы опять же сталкиваемся с математикой: Три поросенка, Белоснежка и семь гномов, Мальчик с пальчик и т. д. А как же пословицы и поговорки? Там ведь тоже математика! Один в поле не воин. Семеро одного не ждут и пр. На занятиях по физическому воспитанию дошкольники осваивают количественный и порядковый счет. Детство-это пора игр, искреннего веселья, увлекательных приключений. Предложенные игры и задания помогут в интересной, нетрадиционной форме проверить эрудицию, смекалку, интеллект, находчивость, а также получить новые знания, развивать фантазию, образное мышление, творческие способности, приобрести уверенность в себе. В своей работе с детьми я предлагаю детям веселые, оригинальные, остроумные и познавательные викторины, розыгрыши, загадки, кроссворды, головоломки. Широко использую в своей практике метод моделирования, конструирования, логические схемы. За символами дети видят реальные объекты. Лежащий в основе моделирования принцип замещения значительно расширяет возможности самостоятельности детей. Использование схем помогает детям понять смысл и значение арифметических действий, формирует обобщенное умение анализировать и решать задачи. Дети всегда с интересом рассматривают рисунки, слушают игровую задачу, зашифрованную в этих схемах или моделях. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, которое развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитатель модель предмета из готовых деталей, воплощает свои представления об окружающих реальных предметах. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает также пространственные свойства, как форма, величина, конструкция. Этот вид деятельности доставляет огромное удовольствие, важно, что дети видят результат своего труда и широко используют в сюжетно-ролевой игре. Для формирования полноценных математических представлений и развития познавательного интереса у старших дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные математические сказки. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственную сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда математических задач, учиться рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Дошкольники-прирожденные исследователи. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Необычайно увлекательным занятием для детей является измерение объема жидких и сыпучих тел, предметов в длину, ширину, высоту, вместимость сосудов; измерение массы предметов. Широкое применение полученных детьми знаний в самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, строительных играх, на прогулках, во время проведения экологических акций. Чтобы узнать уровень подготовки детей я нашла инновационную форму в виде тестов в конкурсах различного уровня. Одной из самых интересных и эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста стало систематическое участие воспитанников в интеллектуальных конкурсах и викторинах различного уровня. Это не только конкурсы познавательной детской индивидуальности и мыслительных способностей, они несут в себе некую исследовательскую функцию и могут выступать в качестве педагогического мониторинга познавательных процессов. Во время конкурсного мероприятия дети учатся действовать по определенному плану, анализировать свою работу, находить ошибку и исправлять ее. Использование современных образовательных технологий, нисколько не умаляет значимость традиционных форм работы. Ведь в каждую игру-дидактическую или логическую можно внести новую составляющую, интересную для детского ума. Эффективность работы в данном направлении обеспечивается тесным творческим взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, свободно владеют информационно-коммуникационными технологиями, что позволило создать единое образовательное пространство в семье и детском саду. Родители воспитанников с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей. Одним из факторов успешной организации образовательного процесса является создание предметно-пространственной среды. Заинтересованные родители активно помогают в ее пополнении. Важной задачей на этапе дошкольного детства является необходимость заложить основу для успешного вхождения ребенка в школьную среду, а в дальнейшем благополучной адаптации в социуме. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. У детей развиваются навыки слушания и понимания речи на слух, умение самостоятельно находить ответ на вопросы разной сложности, учиться самоконтролю. Умение концентрировать свое внимание, что просто необходимо при обучении в школе. Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Как сказал советский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
|