Консультация для воспитателей «Методика организации и проведения ООД по ФЭМП» |
Математика детям | |||
Автор: Хайрова Мениря Асымовна | |||
02.12.2021 12:12 | |||
Консультация для воспитателей «Методика организации и проведения ООД по ФЭМП» Подготовила: воспитатель высшей кв. категории Мениря Асымовна Хайрова ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора. Задача педагога — сделать формирование элементарных математических представлений занимательным и необыкновенным. ООД является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На неё возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.
ООД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей строятся с учетом обще дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. Поскольку ООД по ФЭМП требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня, сочетать с более подвижными, физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству. Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми. Во время ООД по ФЭМП решается ряд программных задач.
При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала. Обязательно должен быть сюрпризный момент, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми. Обозначив задачи, можно переходить к построению структуры ООД, которая обусловлена программным содержанием. В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей. Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств. Внимание детей сохраняется: 3-4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части. Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях. В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки — кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д. На ООД обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность. Основными структурными компонентами занятия являются:
Организация ООД или вводная часть. Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия — вызвать интерес к предстоящей деятельности, к содержанию; собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Организационная часть в ООД по ФЭМП отличается от других областей (занятие может начаться не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание; может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя на ковре). Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным. Если в младших группах используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты, то в старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации, в подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе). 2. Основная часть: объяснение, показ, дидактические игры, физминутка, поисковая деятельность, использование средств ИКТ... Она предусматривает собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность. В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно-воспитательным программным задачам. Примерные части хода математического занятия
Итог занятия. Заключительная часть связана с подведением итогов познавательной деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия. Методы и приёмы, используемые в структурных частях ООД Часть занятия как его структурная единица включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи. Это игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…
Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов; при воспроизведении такой же величины. Мы используем палочки Кюизенера для лучшего запоминания состава чисел детьми, счетные палочки, также блоки Дьенеша помогают детям запомнить размер, форму, цвет и толщину геометрических фигур. При измерении величины условной меркой дети фиксируют отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (слова-числительные). Использование разнообразных приёмов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий — все это помогает решать задачи математического развития детей старшего дошкольного возраста. Итак, выдерживание правильной структуры ООД обеспечивает:
|