Обмен опытом «Первые шаги работы в кружковой деятельности по математике» |
Математика детям | |||
Автор: Выйгетова Марина Петровна | |||
06.11.2021 22:38 | |||
Обмен опытом «Первые шаги работы в кружковой деятельности по математике» Марина Петровна Выйгетова МБДОУ «Детский сад № 19, воспитатель г. Канаш Проектирование общеобразовательных программ в рамках модернизации системы дополнительного образования В период бурного развития науки и техники все более высокие требования предъявляются к уровню овладения математическими знаниями. В связи с проводимыми в нашей стране социальными преобразованиями в практику ДОУ активно внедряются различные педагогические инновации и авторские программы. Программы должны носить развивающий и образовательный характер. Поэтому в методике развивающего обучения математике главное-включение младших школьников в ситуацию творческой деятельности. Необходимо организовать творческую деятельность и вовлекать детей с большими возможностями в занятия математикой, это более целесообразно в групповой деятельности. Дети в этих видах деятельности учатся анализировать, устанавливать связи, сравнивать и рассматривать математические объекты, выявлять существенные признаки, обобщать и делать выводы.
Каждый педагог знает, сколько усилий требуется, чтобы подготовиться к тому или иному уроку. Правильно организованная работа в группе направляет детей на поиск, помогает им включиться в творческую работу, способствует их развитию. Это направленность занятия на решение учебно-воспитательных и развивающих задач, изобретение его структуры, содержания, методов, средств и форм обучения. Конечно, в процессе работы вы формируете свой собственный подход, вырабатываете свой собственный стиль работы, свой собственный "почерк" не только для урока, но и для подготовки к нему. Подготовка к занятиям кружковой деятельности по математике имеет свою специфику. Продумывая содержание занятия для кружковой работы, я в первую очередь стараюсь ориентироваться на знания, которые были получены детьми на предыдущих занятиях. Содержание работы направляю на усвоение знаний, формирование умений и навыков. Приступая к изучению новой темы, я вижу, как ее связать с ранее изученными темами зная весь объем работы, так как только в этом случае каждое занятие будет выступать как органическая часть целого, как шаг к достижению планируемых результатов. Ориентируясь на результаты изучения, учитывая особенности детей своей группы, я формирую образовательные, воспитательные цели. Они должны пронизывать весь учебный процесс. И я, продумывая воспитательные возможности занятия, исхожу из конкретных особенностей детей своей группы. Ориентируюсь на развитие математических способностей детей 5 – 7 лет, осуществляю свою работу в двух направлениях:
Дополнительную общеразвивающую программу естественно — научной направленности «Пифагорики» я разработала с учетом:
Работа распределяется по разделам:
В ходе реализации Программы мной предусмотрена совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, в процессе выполнения домашних заданий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей. Содержание Программы представляет одно из направлений образования детей 5 – 7 лет в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование знаний о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности. Программа реализуется с помощью учебно–методического комплекта, который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений. Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5—7 лет. Она разработана на основании нормативных правовых документов. Целью программы является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. При разработке Программы использовались следующие принципы:
ивы детей;
Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики: У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Способы поддержки детской инициативы и освоения Программы Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Как педагог я:
- организую самостоятельную деятельность детей с различными конструкторами, мозаиками, линейками – трафаретками, кубиками и т. д.
Направления поддержки детской инициативы:
Взаимодействуя с семьями воспитанников
Обучение по данной программе основывается на индивидуальном подходе. Молчаливые и нерешительные дети проявляют такие качества, которые раньше и не замечались. Думаю, работаю, разрабатываю рад занятий, на которых сильные дети помогают слабым воспитанникам. Дети становятся более рассудительными, утверждая себя как личность. Чтобы формировать у детей умение самостоятельно пополнять свои знания, воспитываю в них интерес к учению, потребность к знаниям. Весь процесс обучения стараюсь строить на интересе детей к учебе, гибко использую разнообразные виды деятельности т.к. интерес тесно связан с процессом мышления, развитием внимания, памяти. Задания на занятиях заставляют малышей размышлять, сосредотачиваться. То, что увлекает детей, легко запоминается, вызывает чувство радости. В своей деятельности использую много наглядности: предметы, картинки, карточки, игрушки, часики, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счетные материалы… Обязательное условие в работе с малышами – вести детей от успеха к успеху, от достижений к достижениям. Поиск, инициатива и творчество должны стать обязательными спутниками для моей работы. Потому что я взяла на себя ответственность вести детишек по дороге знаний. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания и знания детей – таково требование времени. Список литературы:
|