«Нейропсихологический подход в коррекции трудностей овладения математикой в старшем дошкольном возрасте» |
Математика детям | |||
Автор: Марач Олеся Владимировна | |||
10.05.2021 08:42 | |||
«Нейропсихологический подход в коррекции трудностей овладения математикой в старшем дошкольном возрасте» Олеся Владимировна Марач педагог-психолог высшей квалификационной категории МКДОУ детского сада «Сказка» г. Тайшета В соответствии с требованиями ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, пространстве и т.д.). Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности. В основном примерные образовательные программы дошкольного образования предполагают четкую обоснованную систему математического развития, реализуемую в образовательной программе ДОО.
А, что если на определенном этапе у дошкольника возникла трудность в освоении основополагающих свойств предметов – форме? В овладении пространственных представлений? Как правило, психологический скрининг и педагогический мониторинг выявляют воспитанников с такими трудностями, которым требуется коррекционно-развивающие занятия в освоении данной темы. Если учитывать тот факт, что для всех ребят посещающих группу информация по данным направлениям была представлена одинаково, то в коррекции важно найти индивидуальный подход и не стандартные приемы и методы. На помощь специалисту может прийти Нейроматематика. Нейроподход позволит отработать трудности через крупное тело и сенсорное восприятие ребенка. Освоение формы можно реализовать через сенсорное восприятие детьми геометрических тел и формирование элементарного геометрического мышления при изучении геометрических фигур. Иными словами, подключить логическое осознание через чувственное восприятие форм. Сенсорное восприятие формы конкретного предмета позволит со временем, абстрагируясь, видеть ее и в других предметах. В данном контексте мной используется оборудование образовательного модуля «Математическое развитие дошкольников» модульной программы STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. При освоении форм предметов воспитанники:
Не менее существенна пространственная ориентировка, которая позволяет не только видеть форму и оценивать размеры отдельных предметов, но и правильно понимать их местоположение по отношению друг к другу и к человеку. Не достаток пространственных представлений может вызвать такие проблемы, как нарушение пересказа, проблемы с чтением и письмом, нарушения счета и трудности с вычислительными операциями. Ориентировка в пространстве так же имеет чувственную основу и позволяет ребенку выработать личную систему отчета относительно себя (вверху, там где голова или справа, там где браслет на руке и т.п.). Поэтому дошкольнику прежде чем перейти к работе на листочке важно начать с познания схемы собственного тела и ориентировке в пространстве своего тела. Затем ребенок учится ориентироваться на полу, и лишь потом переходит на горизонтальную плоскость. При освоении пространства воспитанники:
В коррекционной работе результативно использую пособия: бусы «Геометрические фигуры»; мозаику «Геометрические формы»; цифровой коврик; Танграм, пособие «Сравни фигуры»; цветные счетные палочки Кюизенера; абак «Цвет, форма, счет»; логические блоки Дьенеша. В ходе проведения коррекционной работы по преодолению математических трудностей дошкольников старшего возраста через реализацию образовательного модуля «Математическое развитие» трудности освоения форм и пространственных представлений постепенно исчезают. Коррекционно-развивающая работа результативна при создании правильных условий математического развития детей дошкольного возраста. Спасибо за внимание!
|