Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет посредством развивающей технологии «умных» игр В.В. Воскобовича
Математика детям
Автор: Гадалова Альбина Витальевна   
24.04.2021 19:18

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет посредством развивающей технологии «умных» игр В.В. ВоскобовичаРазвитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет посредством развивающей технологии «умных» игр В.В. Воскобовича

Концепция Дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования подчерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математика. В настоящий момент математика продолжает проникать в различные области жизни и поэтому проблема обучения математике приобретает всё большую актуальность на всех ступенях обучения, начиная с дошкольного возраста. Эта тема озвучена в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно — задача достаточно сложная. Попытаться решить эту задачу мне помогла развивающая технология В.В. Воскобовича. В связи с этим возникла тема: «Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет посредством развивающей технологии «умных» игр В.В. Воскобовича».

Скачать презентацию

Я представляю Вашему вниманию опыт свой работы по данной теме. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно — задача достаточно сложная. Попытаться решить эту задачу мне помогла развивающая технология «умных игр» В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Эта технология интересна своей оригинальностью решения обыкновенных задач, а заложенный в играх творческий потенциал — многовариативностью игровых приемов. Принципы, заложенные в основу игр Воскобовича — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными, так как игра, спроецированная по данной технологии, обращается непосредственно к ребенку добрым, веселым и грустным языком сказки, интриги или приглашения к приключениям забавного персонажа загадочного Фиолетового леса. Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Самыми известными и интересными играми являются «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Конструктор букв», «Кораблик Брызг-Брызг», «Плюх-Плюх», и др. Среди детей наиболее любимыми являются «Ларчик», «Игровизор», «Змейка», «Чудо Крестики», «Счетовозик», «Математические корзинки», «Читайки», «Прозрачный квадрат» и многие другие.

Основной вид деятельности дошкольника — игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Приступая к реализации данной технологии, я составила план по самообразованию, изучила научно -теоретическую литературу по данной тематике, методики по развивающему обучению, провела собственное исследование математического развития детей по модифицированным методикам В.И. Савченко, Т.Г. Харько, В.В. Воскобовича. Это позволило мне составить план работы. Свою работу по развивающей технологии В.В. Воскобовича я начала с оформления предметно-пространственной среды, используя дидактический комплект оснащения «Фиолетовый лес», коврографа, игр и игрового оснащения, часть игр сделала сама, оформив их в лепбук. Организация работы строилась на: работе внутри ДОУ, включающей выступление на педагогических советах, проведении консультаций, мастер-класса, публикации в сетевых профессиональных педагогических интернет сообществах. Что отражено в моей работе в виде гиперссылок. (ГИПЕРССЫЛКИ). Методика математического развития детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего формирования. Обращение к теме исследования нацелило меня на творческий поиск информации. Научной основой моей работы стало: изучение трудов Выготского Л. С. Вопросами содержания и методов математического развития детей дошкольного возраста занимались К.Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци. Современниками развивающих технологий, способствующих математическому раз развитию детей являются З. А. Михайлова, А.А. Столяр, Д.Б. Эльконин, В.В. Воскобович, развивающую технологию, которого я использую в своей работе с детьми. В.А. Сухомлинский писал:

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми краскам радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Слайд 3 Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Из выше сказанного мною была сформулированная проблема: Требования современного технологического общества диктуют правила воспитания ребенка с высоким развитием интеллекта, логического и математического мышления, познавательных способностей, поэтому математическому развитию дошкольников отводится особая роль.

И противиречие: Отсутствие разработанной системы развивающих игр по развитию интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Путем решения я считаю разработку системы работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В. Воскобовича.

Слайд 4 Теоретическое обоснование личного вклада педагога в образование

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является — игра. Именно она с элементами обучения, интересная ребёнку, поможет в развитии интеллектуально –творческих, познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является творческая развивающая игра. На основе изучения теоретической базы и высказываний ученых таких как: К.Д. Ушинский, Фридриг Фребель, Иоганн Генрих Песталоцци, Л. А. Венгер. В.В. Воскобовича мною была сформулированаведущая идея моего личного вклада:

Система развивающих «умных» игр В.В. Воскобовича, основанных на трёх основных принципах:

познание-интерес-творчество,

является целенаправленным процессом формирования математических способностей у детей младшего дошкольного возраста (4-5лет)

5 слайд Цель и задачи педагогической деятельности

Исходя из всех изысканий мною были сформулированы цель и задачи моей работы Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет посредством развивающей технологии «умных» игр В.В. Воскобовича. Чтобы реализовать свою цель я определила следующие задачи:

  • формировать представление о порядковом счете в пределах 5
  • формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета
  • совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине
  • развивать представление о геометрических фигурах
  • развивать умения определять пространственные направления
  • расширять представления о частях суток

Данная цель и задачи реализуются мною посредством традиционных и инновационных методов. Используя игры Воскобовича В.В., возникла необходимость оформить зону Фиолетового леса, где мы разместили все пособия и игры, которые хорошо вписались в нашу развивающую среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом уголке дети закрепляют знания, полученные на непрерывной образовательной деятельности, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Предметно-развивающая среда, продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов.

Ведущая педагогическая идея

Взяв за основу идею Татьяны Григорьевны Харько, о том, что развивающая технология «умных игр» В.В. Воскобовича, составной частью которой является математическое развитие детей, способствует полноценному развитию личности ребенка во всех образовательных областях, мною была сформирована ведущая педагогическая идея:

Система развивающих игр В.В. Воскобовича, будет способствовать развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования На основе выше сказанного мною была выстроена работа. Она разделилась на несколько этапов: 1 этап сентябрь-октябрь 2018 г. Цель: развитие мыслительных операций.

2 этап декабрь-февраль 2018- 2019 г. Цель: решение логических задач.

3 этап март–май 2019г. Цель: комплесные универсальные игровые обучающие игры.

Цели и задачи, решаемые в процессе игр, сформулированы в соответствии с программным содержанием. На каждом этапе система работы по развитию математических способностей усложнялась. В игровой деятельности, исходя из возможностей, интересов и желаний детей, были использованы игры двух видов: развивающие игры методического комплекта В.В. Воскобовича и ИКТ смонтированные игры, с героями развивающей методики В.В. Воскобовича. Отбирая игры, я исходила из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию интеллектуальных и, как обязательный компонент, нравственных сторон личности. В начале я разбирала с детьми игру с точки зрения её структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Заботилась о возможности вариативности игры и степени сложности от простого к сложному, от совместной деятельности к самостоятельной, о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в тоже время не превращали игру в занятие или упражнение в классическом понимании. Благодаря использованию продуманной системе развивающих игр в образовательной деятельности свободных формах работы, программный материал был детьми усвоен (ГИПЕРССЫЛКИ)

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Игровая развивающая технология технология «умных игр» предполагает возможность интеграции во все образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное

(гиперссылка)

Совместную. Я всегда помню, что в развивающей игре я моя роль – роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно через сказку я вводила детей в ту или иную игровую ситуацию и ненавязчиво знакомила их с методом её ведения. Участвовала в ней, вела её так, чтобы использовать для достижения больших результатов на начальном этапе. В непосредственно образовательной деятельности детально продумывала как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребёнку активно действовать в игровой ситуации, проявляя самостоятельность, умение принимать решение, производить математические действия. В самостоятельной деятельности дети в ходе развивающих игр наблюдали, сравнивали, сопоставляли, классифицировали предметы по тем или иным признакам, производили доступный им анализ и синтез, решение примеров и задач, делали обобщения самостоятельно. Предварительно ознакомив с технологий «умных игр», рекомендовала родителям проводить с детьми дома. На этой основе появилась система разделения игр по месяцам, неделям, по степени сложности, степени самостоятельности. Составляющем звеном моего перспективного планирования стала картотека как готовых игр методического комплекта, так и ИКТ игр. (ГИПЕРССЫЛКИ)

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Работая углублённо в данном направлении, разделила работу на разные виды деятельности, разработав алгоритм организации игровой деятельности с развивающими «умными» играми. Основная роль в игровой познавательной деятельности отводится ребенку. Учитываются индивидуальные интересы и возможности детей. Поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения. Алгоритм введения игр и игровых ситуаций предполагает поэтапное введение игр с постепенным усложнением и изменением степени самостоятельности ведения игры детьми от того, что особая роль в организации совместной игровой познавательной деятельности отводится взрослому на первом этапе, на втором этапе взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания через сказку, проявляя больше самостоятельности и на третьем этапе взрослым создается творческая атмосфера, больше внимания уделяется развитию детского творчества и самостоятельности.

Я всегда помню, что в развивающей игре я моя роль – роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно через сказку я вводила детей в ту или иную игровую ситуацию и ненавязчиво знакомила их с методом её ведения. Участвовала в ней, вела её так, чтобы использовать для достижения больших результатов на начальном этапе. В непосредственно образовательной деятельности детально продумывала как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребёнку активно действовать в игровой ситуации, проявляя самостоятельность, умение принимать решение, производить математические действия. В самостоятельной деятельности дети в ходе развивающих игр наблюдали, сравнивали, сопоставляли, классифицировали предметы по тем или иным признакам, производили доступный им анализ и синтез, решение примеров и задач, делали обобщения самостоятельно. Предварительно ознакомив с технологий «умных игр», рекомендовала родителям проводить с детьми дома.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его

новизны

На этой основе появилась система разделения игр по месяцам, неделям, по степени сложности, степени самостоятельности. Составляющем, звеном моего перспективного планирования стала картотека, как готовых игр методического комплекта, так и игр сделанных самостоятельно и ИКТ игр. (ГИПЕРССЫЛКИ). На слайде мною представлено планирование игровой деятельности на месяц, а в гиперссылке дано планирование на год.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Повторно проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности системы развивающих «умных игр» Воскобовича, направленных на развитие математических способностей, способствовало расширению математического кругозора дошкольников, способствовало математическому развитию, повысило качество математической подготовленности, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни, расширило кругозор дошкольников, способствовала обогащению словарного запаса, которым воспитанники свободно могут оперировать, что является важным в подготовке детей к школе.

Я пришла к выводу, что использование развивающей технологии В.В. Воскобовича способствует математическому развитию детей. У детей повысилась мотивация к получению знаний, проявления творчества, интереса к исследовательской деятельности, анализу и синтезу информации и фактов, поиска путей решения. Всё это будет способствовать более успешному переходу к обучению детей в школе.

Трансляции практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника. Трансляция практических достижений профессиональной деятельности показана мною в выступлении на педагогическом совете, проведении консультаций для воспитателей ДОУ и родителей, мастер классов для воспитателей и родителей, представлении педагогического опыта в интернет сообществах. В работе по данному направлению могут возникнуть трудности и риски: включающие в себя следующие проблемы такие как: уровень актуального развития детей, дети с ОВЗ, билингвы. Это следует учитывать при подготовке игрового материала, вариативности его с учетом вышеназванных возможных проблем. В противном случае происходит процесс разрушения развивающей игры. как универсального ведущего средства образовательной работы. Путем решения будет: Дифференцированный подход в подборе игр с ориентировкой на каждого ребёнка. В противном случае происходит процесс разрушения дидактической игры, как особого средства образовательной работы Область применения: Дошкольные образовательные учреждения, начальная школа, центры дополнительного образования. Адресность: Для педагогов ДОУ, учителей начальных классов педагогов центров доп. Образования Адресность: Для педагогов ДОУ, учителей начальных классов педагогов центров доп. образования

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год