Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР на тему: «Цветик — семицветик» |
Математика детям | |||
Автор: Рябчикова Надежда Геннадьевна | |||
24.02.2021 10:52 | |||
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР на тему: «Цветик — семицветик» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников г. Орска» Выполнили: учитель-дефектолог Рябчикова Н.Г. г. Орск, 2021 г. Возрастная группа: подготовительная Мотивация деятельности детей: — проблемная ситуация (девочка Женя из сказки «Цветик — семицветик» обращается к детям за помощью; организация решения проблемы через игровую деятельность детей)
Методы и приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: наглядные: сенсорная панель, картинки; словесные: объяснение, рассказывание стихотворения, загадывание загадок; практические: дидактические игры и упражнения; игровые: создание игровой и воображаемой ситуации. Приемы поддержки интереса у детей: - проблемная ситуация, игры, поощрения, физминутка Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная. Планируемые результаты: личностные: эмоционально реагирует на игровые ситуации, созданные педагогом, желает сотрудничать с педагогом и другими детьми, умеет самостоятельно действовать, любознательный, коммуникативный; интеллектуальные: умеет обобщать и классифицировать предметы по высоте, величине, длине, используя приемы наложениия и приложения; обсуждать собственную деятельность, делать выводы. физические: подвижный, активный. Организация среды для проведения ОД детей: сенсорная панель, плоскостные изображения предметов (елочки, животные, стулья, кровати, тарелки, ложки), лепестки цветика – семицветика на магнитах, индивидуальные фланелеграфы. Предварительная работа: чтение сказки; рассматривание предметных, сюжетных картинок, иллюстраций к сказке; разучивание физминутки, заучивание стихотворения. Цель: повысить уровень познавательного и сенсорного развития у дошкольников. Задачи Образовательные:
- учить детей использовать в активной речи фразы из 2-3 слов; отвечать на вопросы педагога полным предложением. Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую и общую моторику. Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов; — воспитывать навыки коллективной работы, чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности. Словарь: низкий, высокий, самый высокий, выше, ниже; маленький, большой, самый большой, больше, меньше; короткий, длинный, самый длинный, длиннее, короче. Ход занятия I. Вводная часть Организационный момент: Создание у детей благоприятного психологического настроя на занятие: Учитель-дефектолог: Добрый день! Круг широкий вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А потом пойдем налево, В центре круга соберемся Улыбнемся, подмигнем. И работать все начнем Учитель-дефектолог: Ребята, к нам в группу пришло письмо. Педагог читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Женя, я – из сказки «Цветик — семицветик». Случилась беда: налетел ветер, сорвал все лепестки с цветика-семицветика и унес их в лес. Помогите, пожалуйста, собрать цветок, чтобы я могла помочь мальчику. Вам надо будет выполнить задания и тогда ветер сможет возвратить лепестки». Поможем Жене собрать цветик – семицветик? Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей) Тогда – в путь! Нужно в путь нам отправляться, Лепестки все отыскать, Чтоб желанье загадать. По тропинке мы пойдем, В лес дремучий попадем. I. Основная часть Учитель-дефектолог: Вот мы и пришли в лес. Смотрите, здесь растут елочки! (изображение елок разной высоты на сенсорной панели) Елочки по высоте одинаковые? Дети: Разные — низкая, высокая, самая высокая (ребенок показывает елку и называет ее величину) Учитель-дефектолог: Ребята, перед вами на столах — индивидуальные фланелеграфы и елки, разные по высоте. Расставьте их по порядку (высокая, пониже, низкая). Как узнать: какая елочка выше (ниже) другой? (приемы наложения и приложения) Обратите внимание на то, что одна елочка ниже высокой и выше низкой. Молодцы, дети, правильно выполнили задание. Посмотрите, а вот и первый лепесток, его принес нам ветерок. Какого он цвета? Дети: Лепесток красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке на магнитной доске). Учитель-дефектолог: А какие животные живут в лесу? Дети: Медведь, волк, лиса, заяц и т.д. Учитель-дефектолог: Это какие животные: домашние или дикие? Дети: Дикие. Учитель-дефектолог: Отгадаете загадки о животных? (после того, как дети отгадали загадку, на сенсорной панели появляется отгадка — изображение животного) Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (медведь) Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех... (волк) Любит он морковку кушать, Оттопырив кверху уши. Наш пугливый «попрыгайка», Детки, кто же это? … (заяц) Молодцы! Вы отгадали всех животных. Давайте расположим их, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. (Дети работают на индивидуальных фланелеграфах с плоскостными изображениями животных) Кто из животных самый большой? самый маленький? Заяц больше медведя? Медведь меньше волка? Как вы догадались? (приемы наложения и приложения) Молодцы, дети! Задание выполнили и за это в награду вам- второй лепесток! Какой по счету лепесток? Какого он цвета? Дети: Второй лепесток оранжевого цвета. (Дети крепят к доске оранжевый лепесток) Учитель-дефектолог: Отправляемся дальше в путь? Мы оказались на лесной полянке. Посмотрите, что вы видите? (избушку). А кого вы видите около избушки? (на сенсорной панели — изображение избушки и трех медведей) Дети: Около избушки – три медведя. Учитель-дефектолог: Из какой они сказки? Дети: Из сказки «Три медведя» Учитель-дефектолог: Правильно. Вспомним сказку: «Один медведь был отец, звали его… Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее …Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок и звали его… Мишутка» (дети заканчивают фразу педагога). Какие медведи по величине? Кто из них больше, а кто меньше? (используются плоскостные изображения медведей; дети путем примеривания расставляют медведей «по росту», начиная с самого большого Единая точка отсчета – медведи стоят на «траве» на одной линии) Дети: Михаил Иванович – самый большой, медведица – большая, Мишутка – маленький. Михаил Иванович – больше, медведица – поменьше, Мишутка – маленький. Учитель-дефектолог: Ребята, Маша навела беспорядок в избушке у медведей, они просят навести порядок. Поможем? (дети соотносят сериационные ряды: медведи и стулья, тарелки и ложки для медведей, медведи и кровати) Учитель-дефектолог: Мы выполнили сложные задания и за это ветер-озорник принес сразу два лепестка. Прикрепим к нашему цветку волшебные лепестки! Какие по счету лепестки? Какого они цвета? Дети: Второй лепесток оранжевого цвета, третий – синего цвета (Дети крепят к доске оранжевый и синий лепестки). Учитель-дефектолог: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать? Дети: Три лепестка. Учитель-дефектолог: Правильно, а сколько ещё нужно найти? Дети: Четыре лепестка. Учитель-дефектолог: (Физминутка) За тучку солнце спряталось – Но это только в шутку! А мы все дружно проведем Спортивную минутку. Говорит цветку цветок: Подними свой листок (поднимают и опускают руки) Выйди на дорожку, Да притопни ножкой (шаг на месте с высоко поднятыми коленями) Да головой покачай- Утром солнышко встречай (вращение головой) Стебель наклони слегка- Вот зарядка для цветка! (наклоны) А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся (встряхивания кистями рук) Наконец готовы все День встречать во всей красе! (дети проходят на свои рабочие места) Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё один волшебный лепесток. Какой по счету лепесток? Какого он цвета? Дети: Пятый лепесток зелёного цвета. (Дети крепят лепесток на доску) Учитель-дефектолог: Ребята, что вы видите в лесу на земле? (сенсорная панель) Дети: веточки от деревьев. Учитель-дефектолог: Как вы думаете: веточки одинаковые или разные по длине? Возьмите веточки и разложите их на индивидуальных фланелеграфах, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Назовите длину каждой веточки. А теперь разложите веточки, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих веточек? Проверьте друг у друга: правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, дети! Мы снова выполнили сложное задание и за это ветерок принес нам сразу два лепестка. Какие по счету лепестки? Какого они цвета? Дети: Шестой лепесток голубого цвета, седьмой – фиолетового цвета. (Дети крепят к доске лепестки) Ребенок читает стихотворение: Вот мы встали все в кружок, Вот он – сказочный цветок! Всех приветствуем вокруг. Здравствуй, наш волшебный друг! Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята! Вот и отыскали мы с вами все лепестки волшебного цветка. Как вы думаете, теперь девочка Женя сможет помочь мальчику? Мне сегодня тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы были внимательными, активными. Я хотела бы вам сказать, что многое из того, что вы желаете, может случиться и без помощи волшебства, надо только постараться и потрудиться. На память о нашем волшебном путешествии я хочу подарить вам вот такие цветики – семицветикии и картинки-раскраски» (звучит волшебная музыка; детям раздаются цветики — семицветики на ленточках и картинки-раскраски с заданием: рассмотреть рисунки и раскрасить: тот гриб который ниже; ту ягодку, которая выше; ту ветку, которая короче; и т.д.) Нам пора возвращаться в детский сад. По тропинке мы пойдем В детский сад свой попадем. III Заключительная часть. Рефлексия Учитель-дефектолог: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам! Вы так много знаете, помогали друг другу, поэтому так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия!
|