Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР на тему: «Цветик — семицветик»
Математика детям
Автор: Рябчикова Надежда Геннадьевна   
24.02.2021 10:52

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР на тему: «Цветик — семицветик»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР на тему: «Цветик — семицветик»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной

коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников г. Орска»

Выполнили: учитель-дефектолог Рябчикова Н.Г. г. Орск, 2021 г.

Возрастная группа: подготовительная

Мотивация деятельности детей: — проблемная ситуация (девочка Женя из сказки «Цветик — семицветик» обращается к детям за помощью; организация решения проблемы через игровую деятельность детей)

 

Методы и приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

наглядные: сенсорная панель, картинки;

словесные: объяснение, рассказывание стихотворения, загадывание загадок;

практические: дидактические игры и упражнения;

игровые: создание игровой и воображаемой ситуации.

Приемы поддержки интереса у детей:

- проблемная ситуация, игры, поощрения, физминутка

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.

Планируемые результаты:

личностные: эмоционально реагирует на игровые ситуации, созданные педагогом, желает сотрудничать с педагогом и другими детьми, умеет самостоятельно действовать, любознательный, коммуникативный;

интеллектуальные: умеет обобщать и классифицировать предметы по высоте, величине, длине, используя приемы наложениия и приложения; обсуждать собственную деятельность, делать выводы.

физические: подвижный, активный.

Организация среды для проведения ОД детей:

сенсорная панель, плоскостные изображения предметов (елочки, животные, стулья, кровати, тарелки, ложки), лепестки цветика – семицветика на магнитах, индивидуальные фланелеграфы.

Предварительная работа:

чтение сказки; рассматривание предметных, сюжетных картинок, иллюстраций к сказке; разучивание физминутки, заучивание стихотворения.

Цель: повысить уровень познавательного и сенсорного развития у дошкольников.

Задачи

Образовательные:

  • продолжать формировать элементарные математические представления у детей; закреплять навыки порядкового и количественного счета
  • составлять и соотносить сериационные ряды по высоте, величине, длине, используя приемы наложения и приложения
  • усваивать на практике представление об относительности величины
  • закреплять умения анализировать объекты
  • закреплять представления о высоте, величине, длине в слове
  • продолжать учить детей согласовывать существительное с числительным

- учить детей использовать в активной речи фразы из 2-3 слов; отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (величина, количество)
  • развивать познавательные процессы
  • развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, способствовать развитию логического мышления, умению делать простейшие умозаключения

- развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математике

- воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов; — воспитывать навыки коллективной работы, чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности.

Словарь: низкий, высокий, самый высокий, выше, ниже; маленький, большой, самый большой, больше, меньше; короткий, длинный, самый длинный, длиннее, короче.

Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент:

Создание у детей благоприятного психологического настроя на занятие:

Учитель-дефектолог:

Добрый день!

Круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево,

В центре круга соберемся

Улыбнемся, подмигнем.

И работать все начнем

Учитель-дефектолог:

Ребята, к нам в группу пришло письмо.

Педагог читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Женя, я – из сказки «Цветик — семицветик». Случилась беда: налетел ветер, сорвал все лепестки с цветика-семицветика и унес их в лес. Помогите, пожалуйста, собрать цветок, чтобы я могла помочь мальчику. Вам надо будет выполнить задания и тогда ветер сможет возвратить лепестки».

Поможем Жене собрать цветик – семицветик? Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей) Тогда – в путь!

Нужно в путь нам отправляться,

Лепестки все отыскать,

Чтоб желанье загадать.

По тропинке мы пойдем,

В лес дремучий попадем.

I. Основная часть

Учитель-дефектолог:

Вот мы и пришли в лес. Смотрите, здесь растут елочки! (изображение елок разной высоты на сенсорной панели) Елочки по высоте одинаковые?

Дети: Разные — низкая, высокая, самая высокая (ребенок показывает елку и называет ее величину)

Учитель-дефектолог:

Ребята, перед вами на столах — индивидуальные фланелеграфы и елки, разные по высоте. Расставьте их по порядку (высокая, пониже, низкая). Как узнать: какая елочка выше (ниже) другой? (приемы наложения и приложения) Обратите внимание на то, что одна елочка ниже высокой и выше низкой.

Молодцы, дети, правильно выполнили задание. Посмотрите, а вот и первый лепесток, его принес нам ветерок. Какого он цвета?

Дети: Лепесток красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке на магнитной доске).

Учитель-дефектолог:

А какие животные живут в лесу?

Дети: Медведь, волк, лиса, заяц и т.д.

Учитель-дефектолог:

Это какие животные: домашние или дикие?

Дети: Дикие.

Учитель-дефектолог:

Отгадаете загадки о животных? (после того, как дети отгадали загадку, на сенсорной панели появляется отгадка — изображение животного)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех... (волк)

Любит он морковку кушать,

Оттопырив кверху уши.

Наш пугливый «попрыгайка»,

Детки, кто же это? … (заяц)

Молодцы! Вы отгадали всех животных. Давайте расположим их, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

(Дети работают на индивидуальных фланелеграфах с плоскостными изображениями животных)

Кто из животных самый большой? самый маленький? Заяц больше медведя? Медведь меньше волка? Как вы догадались? (приемы наложения и приложения) Молодцы, дети! Задание выполнили и за это в награду вам- второй лепесток! Какой по счету лепесток? Какого он цвета?

Дети: Второй лепесток оранжевого цвета. (Дети крепят к доске оранжевый лепесток)

Учитель-дефектолог:

Отправляемся дальше в путь? Мы оказались на лесной полянке. Посмотрите, что вы видите? (избушку). А кого вы видите около избушки? (на сенсорной панели — изображение избушки и трех медведей)

Дети: Около избушки – три медведя.

Учитель-дефектолог:

Из какой они сказки?

Дети: Из сказки «Три медведя»

Учитель-дефектолог:

Правильно. Вспомним сказку: «Один медведь был отец, звали его… Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее …Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок и звали его… Мишутка» (дети заканчивают фразу педагога). Какие медведи по величине? Кто из них больше, а кто меньше? (используются плоскостные изображения медведей; дети путем примеривания расставляют медведей «по росту», начиная с самого большого Единая точка отсчета – медведи стоят на «траве» на одной линии)

Дети:

Михаил Иванович – самый большой, медведица – большая, Мишутка – маленький.

Михаил Иванович – больше, медведица – поменьше, Мишутка – маленький.

Учитель-дефектолог:

Ребята, Маша навела беспорядок в избушке у медведей, они просят навести порядок. Поможем?

(дети соотносят сериационные ряды: медведи и стулья, тарелки и ложки для медведей, медведи и кровати)

Учитель-дефектолог:

Мы выполнили сложные задания и за это ветер-озорник принес сразу два лепестка. Прикрепим к нашему цветку волшебные лепестки! Какие по счету лепестки? Какого они цвета?

Дети: Второй лепесток оранжевого цвета, третий – синего цвета (Дети крепят к доске оранжевый и синий лепестки).

Учитель-дефектолог:

Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?

Дети: Три лепестка.

Учитель-дефектолог: Правильно, а сколько ещё нужно найти?

Дети: Четыре лепестка.

Учитель-дефектолог: (Физминутка)

За тучку солнце спряталось –

Но это только в шутку!

А мы все дружно проведем

Спортивную минутку.

Говорит цветку цветок:

Подними свой листок

(поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку,

Да притопни ножкой

(шаг на месте с высоко поднятыми коленями)

Да головой покачай-

Утром солнышко встречай

(вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка!

(наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся

(встряхивания кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

(дети проходят на свои рабочие места)

Учитель-дефектолог:

Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё один волшебный лепесток. Какой по счету лепесток? Какого он цвета?

Дети: Пятый лепесток зелёного цвета. (Дети крепят лепесток на доску)

Учитель-дефектолог:

Ребята, что вы видите в лесу на земле? (сенсорная панель)

Дети: веточки от деревьев.

Учитель-дефектолог:

Как вы думаете: веточки одинаковые или разные по длине? Возьмите веточки и разложите их на индивидуальных фланелеграфах, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Назовите длину каждой веточки. А теперь разложите веточки, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих веточек? Проверьте друг у друга: правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, дети! Мы снова выполнили сложное задание и за это ветерок принес нам сразу два лепестка. Какие по счету лепестки? Какого они цвета?

Дети: Шестой лепесток голубого цвета, седьмой – фиолетового цвета. (Дети крепят к доске лепестки)

Ребенок читает стихотворение:

Вот мы встали все в кружок,

Вот он – сказочный цветок!

Всех приветствуем вокруг.

Здравствуй, наш волшебный друг!

Учитель-дефектолог:

Молодцы, ребята! Вот и отыскали мы с вами все лепестки волшебного цветка. Как вы думаете, теперь девочка Женя сможет помочь мальчику? Мне сегодня тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы были внимательными, активными. Я хотела бы вам сказать, что многое из того, что вы желаете, может случиться и без помощи волшебства, надо только постараться и потрудиться. На память о нашем волшебном путешествии я хочу подарить вам вот такие цветики – семицветикии и картинки-раскраски» (звучит волшебная музыка; детям раздаются цветики — семицветики на ленточках и картинки-раскраски с заданием: рассмотреть рисунки и раскрасить: тот гриб который ниже; ту ягодку, которая выше; ту ветку, которая короче; и т.д.)

Нам пора возвращаться в детский сад.

По тропинке мы пойдем

В детский сад свой попадем.

III Заключительная часть. Рефлексия

Учитель-дефектолог:

Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам! Вы так много знаете, помогали друг другу, поэтому так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год