Интегрированный подход к формированию элементарных математических представлений у дошкольников на логопедических занятиях. |
Математика детям | |||
Автор: Суркова Светлана Юрьевна | |||
21.11.2020 11:32 | |||
Интегрированный подход к формированию элементарных математических представлений у дошкольников на логопедических занятиях. Структурное подразделение «Детский сад №16 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Подготовила: Учитель-логопед Суркова С.Ю. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д. Математика дает огромные возможности для развития мышления. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Главная задача обучения математики – развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связанно с формированием у них «стойких» познавательных интересов. Для повышения уровня сформированности математических представлений в логопедических группах организованна система работы, как с детьми, так и с педагогами и родителями. Систематическая, последовательная работа, с учетом индивидуальных и специфических речевых особенностей детей, положительно влияет на уровень развития элементарных математических представлений у детей в логопедических группах. Коррекционная работа с использованием математического материала осуществляется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Несомненно, необходимо учитывать степень выраженности речевого дефекта и уровень общего интеллектуального развития ребёнка. Наиболее эффективными методами и приемами являются организованная образовательная деятельность, во время которой используется наглядный, раздаточный, демонстрационный материал. Для закрепления полученных знаний, наиболее эффективны дидактические игры. Дидактические игры способствуют развитию интереса, к созданию у детей эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, улучшают общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами. Работа по коррекции и развитию речи в логопедической группе перекликается с программным материалом по формированию элементарных математических представлений. Коррекционная работа с использованием математического материала осуществляется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Несомненно, необходимо учитывать степень выраженности речевого дефекта и уровень общего интеллектуального развития ребёнка. Развитие слухового и фонематического восприятия. Дети, имеющие речевые нарушения имеют недостаточно развитое слуховое внимание, развить которое возможно, используя следующие игры и приёмы: Игра «Стук-стук» Ребёнку предлагается с закрытыми глазами послушать звуки, издаваемые музыкальными инструментами или другими звучащими предметами (барабан, бубен, треугольник, игрушка-пищалка, свисток и т. д), а затем столько же раз похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть (вариантов множество). Игра «Сколько раз кричал?» Игра используется при изучении лексических тем «Домашние животные», «Домашние птицы». Проводится аналогично предыдущей игре. Дети становятся в круг, водящий стоит в центре круга. Ребёнок в центре закрывает глаза, а ребёнок, на которого укажет педагог, издаёт несколько звукоподражаний животных (количество показывает взрослый). Водящий должен произнести соответствующее количество раз название животного, издающего эти звукоподражания. Кроме того, здесь отрабатываются трудные для детей слова-действия (глаголы): мычит, кукарекает, блеет и т.д.
Игры на автоматизацию поставленных звуков. Игра «Рыболов» — на автоматизацию звука Р. Ребёнок ловит и считает рыбок: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб и т.д. Игра «Посчитай» используется для автоматизации любого звука. Ребёнку предлагается пересчитать кукол, яблоки и т.д. и сказать, чего больше. Игра «Бросай кубик». Используется для автоматизации звуков в словах. Ребёнок бросает кубик и проговаривает слово столько раз, сколько точек выпало на кубике. Как вариант, можно использовать кубик с цифрами вместо точек. Лексико-грамматический строй речи. Игра «Волшебная коробочка» — закрепление в речи количественных числительных. Дети достают из коробочки карточки с изображением предметов в количестве от 2 до 10 и произносят: пять вёдер, четыре яблока. Игры на закрепление временных понятий (времена года, части суток, дни недели). Игра “Скажи наоборот” зима-лето, день-ночь, светло-темно, понедельник (начало недели) — воскресенье (конец недели). “Какой день недели стоит перед вторником, какой день недели следует за пятницей”. Игры “Скажи наоборот” — на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и количеству. Игра с картинками или с мячом. Высокий- низкий Длинный-короткий Задания на карточках «Считай и называй» по всем лексическим темам: «Птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зима», «Насекомые», «Головные уборы», «Рыбы», «Транспорт», «Мебель», «Игрушки» Дидактические игры с использованием лего-технологий «Дорожка для звуковичка» Цель: Дифференциация звуков по гласности-согласности, твердости-мягкости, формирование фонематического слуха Ход игры Логопед проговаривает звуки, ребенок проговаривает вслед за логопедом и выкладывает схему из кирпичиков красного (для гласных звуков) синего (для согласных твердых звуков) или зеленого цвета. «Составь слово-дорожку» Цель: Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Ход игры Ребенок проговаривает слово, отхлопывает слоговую структуру слова. Затем выкладывает из кирпичиков слоговую схему слова, располагая кирпичики в ряд. «Доскажи словечко» Цель: Профилактика нарушений слоговой структуры слов. Логопед проговаривает слово без последнего слога и выкладывает слоговую схему слова из кирпичиков. Ребенок (опираясь на картинку) договаривает последний слог и «достраивает дорожку». «Дорожка сломалась» Цель: Делить слова на слоги, выделять лишний или недостающие слоги. Ребенок проговаривает слово, делит его на слоги, выкладывает «слоговую дорожку», закрывает глаза, логопед убирает кирпичик-слог, ребенок называет недостающий слог и выкладывает кирпичик. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|