Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру. |
Математика детям | |||
Автор: Егошина Ольга Николаевна | |||
05.11.2020 16:05 | |||
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. В обучении дошкольников основам математики, дидактическим играм отводиться важное место. Этому направлению в педагогической деятельности уделяется не так много времени. Я считаю, что зря. Ведь через математику дети учатся логически мыслить, рассуждать, искать взаимосвязи, формируются количественные, пространственные и временные представления, а также развиваются мыслительные способности, внимание, память.
Актуальность этой проблемы вызвана целым рядом причин: высокими требованиями школьного обучения, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Но практика показывает, что далеко не все дети обладают математическим складом ума, не у всех есть природная тяга к точным наукам, не все дети проявляют интерес к математике. Для того, чтобы помочь детям развивать математические способности, привить если не любовь, то значимость математики, необходимо создать определенные условия:
Дидактические игры могут быть самые разные: игры с цифрами и числами, игры — путешествия во времени, игры на ориентирование в пространстве, игры с геометрическими фигурами, игры на развитие логического мышления. НО самое главное, чтобы они несли радость детям, чтобы они были интересны детям. Приведу несколько примеров игры, которые были сделаны мной и родителями моих воспитанников. Именно эти игры больше всего понравились и использовались детьми в самостоятельной деятельности. 1. «Найди своих друзей» Цель: развитие внимания, ориентирование в пространстве, знание геометрических фигур. У каждого ребенка в руках геометрическая фигура (круг, треугольник, квадрат) определенного цвета (красный, желтый, синий, зеленый). По команде «Найди друга по цвету, по форме», ребенок должен посмотреть на свою фигуру и найти друга с такой же фигурой или цветом как у него. 2. «Собери пиццу» Цель: закрепление знания цифр, счета, количество. Играющие (до 6 человек) берут по форме в виде кусочка пиццы, выбирают рецепт пиццы, и в зависимости от рецепта выкладывают ингредиенты в указанном количестве. Так же эту игру можно использовать для изучения частей целого. 3. «Путешествие по сказкам» Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, познакомить с понятиями «лево», «право», «вверх», «вниз». Развивать умение действовать по предложенной схеме, опираясь на ориентиры. Воспитывать любовь к сказкам. На магнитной доске изображена карта сказочного королевства, с домами сказочных героев. Задача игроков, опираясь на схемы, попасть в гости к одному из героев, а к кому именно можно приди по той или иной схеме, станет известно в конце пути. В пути игрокам помогают зайчики на магните. 4. «Собери букет для мамы» Цель: развивать, память, внимание, умение соблюдать очередность. Закрепить знание цвета. На кругах изображены цветы (ромашка, астра, гладиолус) разного цвета (красный, желтый, синий). Раскладываются круги на столе рубашкой вверх. Один из игроков кидает кубик с цветными гранями, и выбирает круг, если цветок изображенный на круге по цвету одинаковый с цветом на грани кубика, игрок забирает этот круг себе, если нет кладет его на то место где он его взял. Выигрывает тот, кто больше цветов соберёт для мамы. Значение этих игр заключается в том, что благодаря им, дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Игровая деятельность способствует тому, что дети, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. Проведенная педагогическая диагностика подтверждает целесообразность и важность систематической и последовательной педагогической деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
|