СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Математика детям | |||
Автор: Тимофеева Екатерина Сергеевна | |||
18.10.2020 08:51 | |||
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: Воспитатель: Тимофеева Екатерина Сергеевна Санкт-Петербург 2020 г. Заданная тема является на сегодняшний день достаточно актуальной, потому, что работа по развитию счетной деятельности у дошкольников является особенно трудной и требует большого внимания, так как является основой для дальнейшего обучения в школе. Формирование счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является для многих воспитателей сложным разделом в работе, требующей большой настойчивости, последовательности и довольно четкой системы.
Такие ученые, например, как Ф.И. Блехер, Е.И. Тихеева, Фребель, и др. установили, что счетная деятельность имеет не простую психологическую структуру, составляющуюся совместной работой различных анализаторных систем, преподносящих собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и осуществления функции счета. В настоящее время отмечены более тесные связи между различными представлениями, формируемыми у детей, повышается значительная сила знаний, образовывающих прочную базу для осмысленного усвоения счета. В дошкольном учреждении, счет не может быть единственным верным предметом обучения и полностью обеспечивать математическое развитие ребенка. Обучение счету начинается не сразу. Несвоевременное обучение счетной деятельности непременно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает мнимый характер. Сначала начинается подготовительная работа: разные упражнения с множествами предметов, в которых дети, используют приемы приложения и наложения, сравнивают множества, устанавливают позиции «больше», «меньше», «равно». В Государственно образовательных стандартах обозначены современные технологии и средства усвоения и систематизации математического материала ребенком дошкольного возраста (моделирование, решение проблемных ситуаций), подчеркнута роль современных компьютерных развивающих программам с математическим содержанием. Эффективно применяется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Логические блоки, так же как счетная и вычислительная деятельность, помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, имеющие большую значимость, как в плане предматематической подготовки, так и с позиции общего интеллектуального развития. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. Благодаря этим играм дети узнают о свойствах предметов и их разнообразии (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий и т. д.). Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики. Кроме того у детей развивается речь. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Поскольку эта настольная игра есть определённые правила, разработаны игры поэтому педагогу, родителю не составит затруднений использовать это пособие для развития ребёнка. Как и в каждой игре существуют определённые педагогические принципы. Принцип развивающего обучения направлен на развитие способностей каждого ребенка. Принцип доступности обеспечен учетом возрастных способностей и интересов воспитанников. Принцип систематичности, последовательности и постепенности обучению детей в определенном порядке, соответствует основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от неизвестного к известному. Принцип учета индивидуальных особенностей обеспечен учетом уровня развития личности ребенка, его индивидуальных способностей. Принцип воспитания и обучения детей в коллективе — достижение поставленных перед детьми целей осуществляется коллективной и подгрупповой, индивидуальной организацией детей. Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно—два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, вы получите достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. В названном комплекте 48 блоков: 3х4х2х2. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
Главная цель использования дидактического материала Блоки Дьенеша, научить дошкольников решать логические задачи на разбивая по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач — это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого. Таким образом, использование блоков дает закрепление навыков порядкового счета и вычислительной деятельности. «Логические блоки Дьенеша» используются в различных вариантах исполнения: объемные, плоскостные для развития детей и подготовки их к школе. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и закреплять навыки счетной и вычислительной деятельности, а так же овладевать ими. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Логические игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей детей. Ребенок, разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Вводятся такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. Благодаря этим играм дети узнают о свойствах предметов и их разнообразии. Игры с блоками Дьенеша в старшей группе проводятся в несколько этапов. Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от уровня развития детей, их возраста педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Работа с блоками организуется в три этапа: Подготовительный этап предполагает знакомство детей с дидактическим материалом через организацию игр «Чудесный мешочек», «Найди символ», «Найди пару» и другие. На втором этапе освоения игры дети знакомятся с содержанием алгоритмов и правил игры с дидактическими блоками. На третьем этапе осуществляется усложнение и дифференциация заданий в зависимости от уровня интеллектуального развития детей. Усложнение игровых заданий осуществляется по трем направлениям: через содержание (увеличение свойств и преобразований в алгоритме), через организацию (групповая, индивидуальная), одновременно через организацию (индивидуальная форма) и через содержание (увеличение признаков и преобразований) Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Логические блоки можно использовать:
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2, 3 или 4 признаков одновременно). Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок” Игры с Блоками Дьенеша Дидактическая игра "Сколько? " Материал: логические фигуры. Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства. Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..." За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?""Сколько красных фигур в первом ряду?" (по горизонтали), "Сколько кругов?"и т.д. Дидактическая игра "ХУДОЖНИКИ " Материал:"Эскизы картин" — листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков. Цель игры: развитие умения анализировать форму предметов; развитие умения сравнивать по их свойствам; развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции). Описание игры: Детям предлагается "написать картины"по эскизам. Одну картину могут "писать"сразу несколько человек. Дети выбирают "эскиз"картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) — выбирается тонкий блок, если деталь окрашена — толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине. Дидактическая игра «МАГАЗИН» Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры. Цель игры: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства; развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор Описание игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку"можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
|