Статья «Дружат математика со сказкой». |
Математика детям | |||
Автор: Матвеева Олеся Александровна | |||
01.12.2016 00:29 | |||
Статья «Дружат математика со сказкой». Одна из важнейших задач дошкольного образования – это развитие математических способностей детей. Математика всегда считалась для дошкольников трудной задачей. Многие исследователи (Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективно при помощи сказок. Мир сказок всегда считался чем-то необычным, завораживающим. И поэтому невозможно прожить детство без сказок. Они являются важным воспитательным средством проверенное веками. Дети и сказки – неразделимы, они созданы друг для друга. Велика и образовательная роль сказок. И как писал К. Д. Ушинский: «У хорошего учителя математика – это и сельское хозяйство, и экономика, и рисование». Вот и я связала сказку с обучением математике. Сказка является эффективным способом формирования у дошкольников математических представлений. Ведь все дети любят сказки, они им понятны и знакомы, многим героям они подражают, используют их в своих играх. Тем белее, что в сказках математическое начало лежит на поверхности. Поэтому материал по математике усваивается детьми легко, незаметно и непринужденно. Многие сказки формируют пространственные представления, знакомят с временами года, частями суток, днями недели, количественные представления.
На протяжении нескольких лет, на занятиях по ФЭМП я использую многофункциональный планшет (собственная разработка), на котором дети могут не только показывать и рассказывать сказки, но и решать различные математические задачи с помощью героев. Например, разыгрывая сказку «Волк и семеро козлят», дети закрепляют количественный счет ( «Сколько всего было козлят?», «Сколько стало козлят, когда пришел волк?»), решают арифметические действия ( «Сколько козлят забрал волк, если было 7, а остался 1? 7-1=6»), формируются пространственные представления ( «Где находится волк, когда просит козлят отворить дверь? (за дверью)», «Куда прятались козлята? (под стол, в печку, на печку и т.д.)». В сказке «Красная Шапочка» можно также решить арифметические задачи, а так же закрепить представления о длине и ширине ( «По какой тропинке пошел волк/Красная Шапочка?»). А вот сказку «Теремок» мы зашифровываем геометрическими фигурами, для закрепления знаний о них. Также при помощи сказок мы знакомимся с цифрами. Например, читая сказку «Два жадных медвежонка» можно познакомить с записью числа 2 и цифрой 2. Сказка «Три медведя» знакомит с числом и цифрой 3 ( «Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Каких предметов в этой сказке было по три?)». Вопросы, которые я задаю в процессе обучения, активизируют память, мышление, речь детей. При формирование математических представлений учитывается принцип от простого к сложному. Также к своей работе по формированию математических представлений я привлекаю родителей. Они принимают активное участие в сочинении собственных математических сказок, которые тоже разыгрываются на планшете. И здесь дети сами, на основе сочиненных сказок, учатся сами задавать вопросы по сюжету. Влияние устного народного творчества на развитие ребенка общеизвестно. Также неоценимо его значение в процессе развития математических представлений. Использование сказок в процессе обучения делают математический материал доступным и понятным, объясняют ребенку особенности различных свойств и отношений. Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Матвеева Олеся Александровна Список литературы:
|