Дидактическая игра для дошкольников «Математический планшет» |
Математика детям | |||
Автор: Волкова Галина Николаевна | |||
08.01.2020 11:17 | |||
Дидактическая игра для дошкольников «Математический планшет» Подготовила: Воспитатель высшей категории Волкова Г.Н. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 «Сказка» п. Советский Республика Марий Эл. 2020г. Что такое математический планшет: Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard ( «геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также "Геоконт" Воскобовича и планшет "Геометрик". Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения — от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами — и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими. Цель: Способствовать познавательно – математическому развитию детей. Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Оздоровительная:
Этапы работы с «Математическим планшетом» Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности. Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и т. д). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты — капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т.д. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» — на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус. Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия, как взрослого, так и ребенка. Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца). Варианты игр в старшем дошкольном возрасте Игра «Узор по образцу» Цель: Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу. Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества. Описание игры: Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество), показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета — пусть ребенок попробует пофантазировать. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя. Игра «Цифры играют в прятки» Материал: математический планшет, схемы цифр. Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка. Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана». Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы. Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна. Низкий: по образцу. Средний: по схеме. Высокий: по замыслу. Игра «Пространственное ориентирование» Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины. Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры. Описание игры: расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т.д. расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции; Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания: Какая фигура справа от квадрата?; Какого цвета треугольник снизу?; Сколько треугольников сверху?; Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы: Игра «Загадки» Цель: развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь. Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества. Описание игры: Воспитатель загадывает загадки, а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. «Букет для мамы» Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи, моторики рук, воспитывать умение составлять коллективную работу. Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Лисья берёзы, ветка рябины, Листики, тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесем. Какой листик не попал в букет для мамы? Ход игры: дети по схеме на планшете «рисуют» резинками и геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение. Ход игры: Воспитатель с детьми заходят в группу, приветствуют гостей. Воспитатель: Хотите послушать сказку? (Ответы детей) Воспитатель: В одном сказочном городке жили сказочные предметы. И как — то раз встретились резиночки, кнопочки, деревянные дощечки и заспорили, кто всех полезней. Долго они спорили. А потом подружились и решили работать вместе – дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то стали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, ракета, кораблик, домик и много других рисунков. И оказалось, что друг без друга им не обойтись. А все вместе они стали превратились в «математический планшет». А пойдёмте, я вас с ними познакомлю. (Воспитатель предлагает детям занять места за столами) Воспитатель: Перед вами те самые дощечки, кнопочки. А называется он «Математический планшет». Давайте с ним познакомимся, пощупайте их пальчиками. Раз, два, три, четыре, пять. Точек в строчке ровно пять. В столбиках теперь считаем И друг друга проверяем. Раз, два, три, четыре, пять. А всего их двадцать пять, Этих точек в доме этом, Называемом «Планшетом». Воспитатель: Возьмите любую геометрическую фигурку и поместите её в правый верхний угол, теперь возьмите другую геометрическую фигуру, и поместите её в левый нижний угол, а теперь возьмите любую фигуру и поместите её в центр вашего планшета. Молодцы, я вижу, вы отлично ориентируетесь на планшете. Освободите свой планшет. Воспитатель: А теперь давайте познакомимся и с резинками. Хочу вас предупредить, что работать с резинками нужно осторожно, почему? (ответы детей) Воспитатель: Посмотрите внимательно, как я буду работать. Сначала цепляем резиночку за кнопку, а потом тянем в то направление, которое вам необходимо для рисунка. А теперь вы попробуйте. (дети работают самостоятельно) Воспитатель: А теперь попробуем изобразить попробуем изобразить с помощью резинки прямоугольник, затем треугольник, ромб. Воспитатель: Какой формы у вас планшет? (квадрат). - Возьмите резиночки и обозначьте стороны квадрата, нужно резинку протянуть по крайним кнопкам. (дети натягивают резиночки по периметру планшета). - А как с помощью одной резинка из квадрата сделать два прямоугольника? (дети натягивают резинку посередине планшета горизонтально или вертикально. Оба действия являются правильными) - Как с помощью ещё одной резинки из этих 2-х прямоугольников сделать 4 квадрата? (у детей на планшетах резинки натянуты крестообразно – получается 4 одинаковых квадрата). - А теперь посмотрите на квадраты, сколько получилось квадратов? (5). Воспитатель: С этими заданиями вы справились. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием: «Итак, как с помощью всего лишь одной резиночки сделать из квадрата 2 треугольника?» - А как с помощью ещё одной резинки из двух треугольников получить 4? (дети выполняют задание). - Сколько получилось треугольников? (8). Воспитатель: Молодцы, можете освободить свои планшеты. Воспитатель: Я вам приготовила схемы, где выполнена одна часть предмета, вы должны дополнить этот предмет эту часть до целого предмета (дети самостоятельно выполняют) Воспитатель: Молодцы, можете освободить свои планшеты. Воспитатель: А теперь я вас попрошу выложить цифры (воспитатель каждому называет цифру от 1 до 6, но не по порядку). (дети самостоятельно выполняют) Воспитатель: Покажите мне свои цифры. Молодцы. Положите свои планшеты. Сей час, я буду называть число, а у кого будут соседи этого числа, поднимут свои планшеты. Задание понятно? (ответы детей). Воспитатель: Цифра 3 (дети у кого 2 и 4 поднимают планшеты и т.д.) Воспитатель: Ребята с чем вы сегодня познакомились? Вам понравилось играть на планшетах? А что больше всего понравилось? (Ответы детей) Воспитатель: Друзья мои, вы большие молодцы и умницы, вы научились пользоваться математическими планшетами. Я надеюсь, что он поможет вам стать умными, сообразительными и внимательными. А не хотите остальных ребят в группе научить? (Ответы детей). Тогда попрощаемся с гостями, пожелаем им всего доброго и отправляемся в группу.
|