Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»
Математика детям
Автор: Михаева Светлана Борисовна   
22.12.2019 10:23

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»

Разработала: Михаева С.Б. Реутов, 2019 Муниципальное автономное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8

«Планета детства»

Математическое развитие детей 4-5 лет жизни осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике. Параллельно с этой работой проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях.

 

Скачать конспект

В этой возрастной группе формируются достаточно определенные знания о форме предметов и геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, пользуясь приемами обследования этих фигур с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов. Кроме того, на занятиях по конструированию они знакомятся с некоторыми элементами строительного материала: кубиками, кирпичиками, пластинами, призмами, брусками.

Разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это? Какого цвета шары? Какой из них меньше?»

Цель: развитие памяти, логического мышления на основе установления причинно — следственных связей методом сравнения и анализа групп предметов.

Задачи:

Образовательные

  1. Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, о понятии «четырехугольники».
  2. Повторить счет до 4, называть числительные по порядку.
  3. Закреплять умение детей отвечать на вопрос: «Который по счету?»
  4. Закрепить умения определять равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивать неравные группы.

Развивающие

  1. Находить и называть в окружении предметы квадратной, прямоугольной, треугольной, круглой, овальной формы.
  2. Закреплять умение обследовать предмет, выделяя его характерные признаки.
  3. Развивать слуховое восприятие.

Воспитательные

Воспитывать коммуникабельность.

Тип занятия: фронтальное.

Форма занятия: наглядный, словесный, практический, игровой

Продолжительность: 25 минут.

Участники: дети и воспитатели.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Предварительная работа. Проведение бесед о формах и фигурах, дидактические игры, чтение стихов, отгадывание ребусов.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная презентация «Геометрические фигуры»;
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; изображение предметов, похожих на геометрические фигуры;
  • мягкая игрушка — Мышонок, конверт с заданиями, металлофон, мешочек для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Мышонок. Сегодня он грустный, он не может справиться с заданиями. Давайте ему поможем. А вот и первое задание «Отгадай загадку» (слайд 2)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад

Как зовут его? (Квадрат)

Дети отвечают, на экране появляется квадрат.

И чему же это рад (Слайд 3)

Нарисованный квадрат?

Рад, что у него равны

Все четыре стороны!

На экране поочерёдно появляются квадраты разного цвета и размера. Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета квадраты? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, квадраты одинакового размера или нет?
  • Сколько треугольниковквадратов на слайде, давайте посчитаем!
  • А кто назовёт квадраты от маленького до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на квадрат (окно, стул, коробка для игрушек, книжка- малышка, доска и т.д.)

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на квадрат. (Слайд 4)

Второе задание «Отгадаем загадку» (слайд 5)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? (Треугольник)

Дети отвечают, на экране появляется треугольник.

Слайд 6

Три мои стороны, могут разной быть длины.

Где стороны встречаются — угол получается.

Что же вышло посмотри! Ведь углов тоже три.

Вы подумайте друзья и скажите кто же я? (треугольник)

На экране поочерёдно появляются треугольники разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета треугольники? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, треугольники одинакового размера или нет?
  • Сколько треугольников на слайде, давайте посчитаем!
  • Кто поможет мышонку расставить треугольники от большого до маленького по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на треугольник (крыша кукольного домика, колпак куклы, пирамидки, горы)

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на треугольник. (Слайд 7)

Физкультминутка: (Воспитатель поочерёдно показывает геометрические фигуры, дети выполняют движения):

Треугольник — прошагай,

Квадрат — приседай,

Ну, а если круг — дружок,

Выполняй скорей прыжок. (под музыку).

Воспитатель: Ой, ребята, а после зарядки мышонок наш совсем растерялся, ему нужно помочь.

Третье задание «Отгадаем загадку» (слайд 8)

Нет углов у меня и похож на блюдце я,

Не медаль, не блинок,

Не осиновый листок

Вы подумайте друзья

И скажите Кто же я? (Круг)

Дети отвечают, на экране появляется круг.

Слайд 9

Эта форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но сожми ее немножко,

И получится лепёшка.

На экране поочерёдно появляются круги разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета круги? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, треугольникикруги одинакового размера или нет?
  • Сколько кругов на слайде, давайте посчитаем!
  • Кто поможет мышонку найти круги одинакового размера по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на круг (часы, колесо, тарелка, мяч).

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на круг. (Слайд 10)

Четвёртое задание «Отгадаем загадку» (слайд 11)

Что сейчас увидим мы?

Все углы мои прямы,

Есть четыре стороны,

Но не все они равны

Я – четырехугольник! Какой? (Прямоугольник)

Дети отвечают, на экране появляется прямоугольник.

Слайд 12

На экране поочерёдно появляются прямоугольники разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета прямоугольники? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, прямоугольники одинакового размера или нет?
  • Сколько прямоугольников на слайде, давайте посчитаем!
  • Помогите мышонку назвать прямоугольники по размеру от маленького до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на прямоугольник (столы, фрамуга, ковер, полки, альбом, двери и т. д.).

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на круг. (Слайд 13)

Воспитатель: Молодцы! Устали? Отдохнем?!

Руки требуют заботы, (руки вытягивают перед собой)

Ведь у них полно заботы:

Трудно целый день писать, (сжимают и разжимают кулачки)

И лепить, и рисовать (хлопать в ладоши).

Потянулись вверх, потом (поднимают руки вверх)

Руки шире разведем (разводят руки в стороны)

Вот и все. Конец зарядке.

Сели вновь за стол, ребятки.

Пятое задание «Отгадаем загадку» (слайд 14)

Если б взял я, дети, круг,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте, дети, дружно –

Получился бы... (Овал)

Дети отвечают, на экране появляется овал.

Слайд 15

На экране поочерёдно появляются овалы разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета овалы? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, овалы одинакового размера или нет?
  • Сколько овалов на слайде, давайте посчитаем!
  • Помогите мышонку назвать овалы по размеру от большого до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на овал (зеркало в парикмахерской, поднос, расческа, лицо, шар и т.д.).

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на овал. (Слайд 16)

Молодцы ребята, вы хорошо знаете геометрические фигуры. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Смотри внимательно», посмотрим на экран и поможем мышонку определить из каких геометрических фигур составлены рисунки

А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Угадай, какая фигура спряталась» (Воспитатель подходит к каждому ребенку с мешочком, в котором лежат плоские фигуры: треугольник, круг, треугольник, квадрат, овал. Ребята с закрытыми глазами вытягивают с мешочка геометрическую фигуру и называют ее).

Рефлексия

Ребята, мы помогли Мышонку выполнить все задания. Скажите, а какие задания, игры были у Мышонка? (ответы детей). свой выбор.

Ребята, расскажите, что нового вы сегодня узнали на нашем занятии? С какой новой цифрой мы сегодня познакомились? (цифра 4).

Список использованных источников:

  1. Ефанова З. А. «Познание предметного мира. Комплексные занятия. Средняя группа». / З.А. Ефанова. – Учитель, 2016.
  2. Финогенова Н. В. Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Средняя группа. / Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко. — ИП Гринин Л. Е., Учитель, 2014.
  3. Шевелев К.В. Занимательная математика. Рабочая тетрадь для дошкольников 4-5лет. / К.В. Шевелев. — М.: /Издательство «Ювента», 2013. — 40 с.: ил.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год