Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема «Сложение» |
Математика детям | |||
Автор: Коновалова Дарья Алексеевна | |||
29.09.2019 08:22 | |||
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема «Сложение» Подготовила воспитатель: Коновалова Д.А. Цель:
Материалы к занятию Демонстрационный:
Раздаточный:
Ход занятия 1. Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки. - Как вы думаете, правильно ли поступили дети? - В какие игры нельзя играть дома? - Почему? Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее. Воспитатель предлагает детям исправить положение. - Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.) - Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу? - Сможете это сделать? 2. Актуализация знаний 2. 1. Игра «Разбитая ваза». Дидактические задачи:
Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны. Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу. После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос: - На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.) - Покажите одну часть, другую часть. - Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.) - Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.) 2. 2.Игра «В магазине». Дидактические задачи:
Дети садятся на стульчике на ковер. Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям воспитатель дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет. Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу). Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко). Себе мама ничего не купила. - Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.) Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк. - Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты? Если дети ответят утвердительно, надо спросить их, можно ли есть грязными руками, можно ли есть немытые фрукты? Дети могут предложить накормить этими фруктами зверей в зоопарке. - Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить зверей запрещается.) - Как вы думаете почему этого нельзя делать? Таня и Ваня решили сложить фрукты в мамин пакет, а со своими пакетами ехать в зоопарк. Воспитатель складывает плоды в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок). 3. Затруднение в игровой ситуации. 1. Игра «Письмо бабушке». Дидактические задачи:
Дети садятся за столы и работают на листке Воспитатель говорит, что брат и сестра хотят написать бабушке и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку. - Что мама купила Тане? (Грушу.) - Нарисуйте в одном маленьком мешке красное яблоко. - Что мама купила Ване? (Яблоко.) - Нарисуйте зеленый треугольник в другом маленьком мешочке. - Что дети сделали потом? (Сложили все в мамин пакет.) Воспитатель уточняет: части покупки сложили, объединили в одно целое. Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают. - Какой знак мы можем записать? Надо подвести их к тому, что мы не знаем как записывается знак сложения. - Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того кто знает.) 4. Открытие нового знания. 4. 1.Игра «Письмо бабушке» (продолжение). Дидактические задачи:
- Кто знает такой знак? После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешками знак + и говорит, что действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих тетрадях. Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.) - Нарисуйте яблоко и грушу в большом пакете. Дети рисуют в своих тетрадях, воспитатель – на доске. Воспитатель обращает внимание детей на два маленьких мешка со знаком между ними и на большой мешок. - В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, а во втором случае – части положили в один пакет и тоже получили целое. - Мы получили два целых. - Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.) - Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках яблоко и груша и в одном большом мешке те же самые яблоко и груша.) - Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки.) - Какой знак можно поставить между маленькими мешками и большим? (Знак =.) Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – в тетрадях. - Покажите части покупки. - Покажите целую покупку. Воспитатель делает вывод:
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. Воспитатель собирает детей около себя. - Где вы сегодня побывали? - Что полезного сделали? - Какие новые знания дали вам возможность написать письмо бабушке, сесть в нужный трамвай, накормить козликов? Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.
|