Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Проблемно игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста с использованием рабочих тетрадей: И.Н. Чеплашкина, Е.В. Соловьева»
Математика детям
Автор: Слесарчук Вера Сергеевна, Леонтьева Галина Степановна   
06.07.2019 09:42

«Проблемно игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста с использованием рабочих тетрадей: И.Н. Чеплашкина, Е.В. Соловьева»«Проблемно игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста с использованием рабочих тетрадей: И.Н. Чеплашкина, Е.В. Соловьева»

  • Слесарчук Вера Сергеевна
  • Леонтьева Галина Степановна

Воспитатель МБДОУ детский сад "Антошка" №10 Кемеровская область, г. Таштагол

На протяжении уже многих лет активно разрабатываются вопросы использования рабочих тетрадей с целью обогащения математических представлений детей дошкольного возраста, что отражено в трудах Ф.Н. Блехер, 3.А. Михайловой, Л.Г. Петерсон, Е.Я. Фортунатовой, Л. К. Шлегер и др.).

В последние годы стало появляться большое количество различных тетрадей на печатной основе для дошкольников всех возрастов. Основными недостатками большинства этих тетрадей является их иллюстративный характер, т.е. соответствие наглядно-иллюстративному методу обучения, традиционно преобладавшему в дошкольном образовании. Учебная тетрадь, разработанная в соответствии с наглядно иллюстративным методом обучения, красиво выглядит, содержит яркие картинки, «привлекает глаз», но крайне нефункциональна. Особое место имеет рабочая тетрадь в проблемно-игровой технологии.

 

Скачать конспект

Современные проблемно-игровые технологии математического развития дошкольников представляют собой технологии поисково-исследовательской деятельности математического содержания, развивающих логико-математических игр.

Цель проблемно-игровой технологии – развитие познавательно-творческих способностей дошкольников в логико-математической деятельности. Основными составляющими при этом являются – логические и математические игры, проблемные ситуации и вопросы, логико-математические сюжетные игры, экспериментирование и исследовательская деятельность, творческие задачи, вопросы и ситуации. Входящие в технологию игры носят яркий обучающий характер [2].

Организация проблемно-игровой технологии математического развития осуществлялся через использование в работе с детьми дошкольного возраста рабочих тетрадей.

Основная функция использования рабочих тетрадей заключается в активизации самостоятельного выполнения заданий математического содержания, упражнение в умениях, развитие логических операций детей дошкольного возраста [2].

На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей. Например, к образовательной программе «Детство» (радел «Первые шаги в математику» З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман) разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп «Математика – это интересно» (состав. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, Н.Н. Крутова, Л.Ю. Зуева); к программам «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П. Холина) представлены цветные рабочие тетради с большим количеством разнообразных заданий; широко используются тетради к другим программа (Т. И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова «Математическая тетрадь для дошкольников»; Е.В. Соловьева «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»)

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).

Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т.п.), что соответствует возрастным возможностям.

В тетради представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.

Вместе с тем, в их использовании следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего, обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательный способ познания), а, следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т.п. Использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятий только на основе их применения.

Использование рабочих тетрадей в процессе математического развития детей дошкольного возраста предполагает выполнение ряда требований к рабочей тетради математического содержания.

  • материал рабочей тетради должен быть доступен по содержанию, осваиваемым детьми представлениям и форме
  • соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т.п.)
  • иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве
  • содержать усложняющееся и последовательно представляемое математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»
  • способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира.

Также желательно, чтобы рабочая тетрадь для дошкольников была:

  • красочной
  • содержала интересные задания, ориентированные на имеющиеся опыт детей
  • предусматривала различные по содержанию, задаче (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т.п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналоги).

При этом следует учитывать:

  • необходимость выбора рабочей тетради исходя из целей и задач образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников
  • соответствие возрасту детей
  • возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий и т.п.).

Использование рабочей тетради подразумевает применение и дополнительных средств (цветных и простых карандашей, фломастеров, резинки и т.п.), что в достаточном количестве и соответствующего качества должно быть представлено в пользовании детям.

Применение рабочих тетрадей, как правило, в младшей группе дошкольной образовательной организации ограничено. Тетрадь рекомендуют разбирать на рабочие листы, которые выдаются детям по мере освоения материала. Учитывая ценность практических действий с предметами, опыт обследования объектов, важнее организация деятельности детей с предметными множествами.

В средней группе рекомендуют расшивать рабочие тетради на листы. Их хранение может быть обыграно – листы хранятся в подписанных (промаркированных картинкой) файлах в специально отведенном месте; дошкольникам сообщается, что им предстоит играть и заниматься с рабочими листами, сообщаются правила (аккуратно обращаться и т.п.).

В старшем дошкольном возрасте расширение самостоятельности детей, их познавательных интересов, а также освоение ими средств и способов познания, определяют возможность более широкого использования рабочих тетрадей. Они могут применяться как на занятии, так и в совместной и индивидуальной деятельности.

Старшие дошкольники знают правила использования рабочей тетради, могут самостоятельно доставать и класть их в файлы или секции шкафа. В начале года следует пояснить цель их применения (чем дети будут заниматься; что они будет выполнять задания в тетради и т.п.), рассмотреть тетради, напомнить о правилах их использования, определить способы хранения.

Различные варианты рабочих тетрадей могут находиться в Центре математики (уголке). Они должны быть подобраны согласно возрасту детей.

Необходимо включать тетради с учетом разного уровня развития детей и освоения содержания, аналогичного характера, несколько экземпляров каждого вида. Так как рабочие тетради подразумевают выполнение заданий (закрашивание, дорисовывание), не следует создавать ситуаций, в которых дети выполняют задания в уже кем-то раскрашенной тетради.

Материалы, которые вызвали интерес у большей части детей группы, следует размножать в виде рабочих листов, заготовок. «Заполненные» листы и тетради могут выступать своеобразной подсказкой для других детей.

На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей:

- «Детство» (раздел «Первые шаги в математику», З.А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман) – тетради для разных возрастных групп ( «Математика – это интересно», сост.: З.А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Н. Н. Крутова, Л. Ю. Зуева).

Рабочая тетрадь «Математика — это интересно» для занятий с детьми 2 — 3 лет в детском саду и дома, направлено на развитие обследовательских, практических умений детей, наблюдательности, сообразительности, без чего невозможен ни один вид познания. Двенадцать игровых сюжетов объединены близкой детям темой — «игрушки». Положительным является наличие вкладыша (разрезного материала) позволяет ребенку накладывать изображения предметов на картинки, передвигать их — то есть действовать с ним и, как с игрушками.

Также имеется рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Иллюстрации качественные, цветные, картинки четкие, узнаваемые, но тусклые, с ярко выделяющимся черным контуром, отдельные предметы просто изображены на страничке без связи друг с другом.

В книге приведено 19 занятий. К каждому занятию есть по несколько наглядных картинок с заданиями. Что-то надо дорисовать, соединить, где-то закрасить, отметить. Герои и предметы на картинках все узнаваемые, нарисованы хорошо. Задания вполне понятны для восприятия трёхлетнего малыша.

Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет включает 15 заданий «Том и Джерри», «Мышиные истории», «Ежиные истории», «Три котенка», «Яблоки исчезли», «Тимошка-озорник», «Путешествие», «Новые приключния Тома и Джерри», «Красная шапочка», «Царевна-лягушка», «Элли и ее друзья», «Цветик-семицветик», «Обезьяний детский сад», «За грибами» и «Праздник». Формулировка заданий дается вначале книги, что позволяет ребенку полностью сосредоточиться на выполнении упражнений.

Задания разнообразные. Иллюстрации цветные и черно-белые.

Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста состоит из рабочей тетради и сборника текстов заданий: 12 занимательных игровых сюжетов с математическим содержанием. Выполняя задания, дети поупражняются в счете в пределах 100, определении правой и левой стороны, использовании модели, системы координат, в действиях по плану и инструкции и т. д.

Формулировка заданий дается вначале книги, что позволяет ребенку полностью сосредоточиться на выполнении упражнений.

Недостатком рабочей тетради является то, что все рисунки выполнены в черно-белом формате. При этом качество печати оставляет желать лучшего.

- «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина). Рабочая тетрадь «Раз ступенька, два ступенька» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и представляет собой цветную рабочую тетрадь с большим количеством разнообразных заданий. Здесь собраны математические и логические задания и есть задания по подготовке руки к письму.

В данную рабочую тетрадь вошли следующие общеразвивающие задания и математические задачки:

  • счет до 5, сложение и вычитание
  • сравнение: больше-меньше, равно-не равно
  • расположение в пространстве: впереди-сзади, внутри-снаружи, между-посередине, справа-слева, на-над-под
  • изучаются такие понятия, как: прямая, кривая, ломаная линия, точка, угол, замкнутая-незамкнутая линия, отрезок, луч.

В отличии от Игралочки, не предлагается разрезать книгу на листочки. Одно занятие — один разворот.

  • Соловьева Е.В. «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста». Рабочая тетрадь позволит сформировать у ребенка представление о числах первого десятка, познакомит с цифрами и геометрическими фигурами. Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям. В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.

Картинки красочные, четкие. Задания представлены непосредственно под картинкой к нему. В ходе занятий ребенку предлагают совершать следующие действия: соедини, обведи, напиши, раскрась, нарисуй ответь, придумай, назови, скажи, вырежи, наклей.

Проблемно-игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста в основу положили активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста проблемно-игровых технологий обуславливает использование большого количества наглядного материала, который должен отвечать требованиям возраста детей, их индивидуальным особенностям. С этой целью могут быть использованы рабочие тетради.

Используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира, ценность действий с предметами. Использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год