Конспект ООД по ФЭМП В старшей группе «Математическая карусель» |
Математика детям | |||
Автор: Гуськова Марина Николаевна | |||
26.05.2019 19:30 | |||
Конспект ООД по ФЭМП В старшей группе «Математическая карусель» Подготовил воспитатель Старшей группы: Гуськова М.Н. 1 кв. категория С.Семёновское, 2019г Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Семёновский детский сад комбинированного вида «Журавлик» Городского округа Ступино Московской области Цель: формирование умения применять полученные знания на практике. Задачи: Воспитательные:
Развивающие:
Образовательные:
Предварительная работа:
Демонстрационный материал: кроссворд, изображенный на листе ватмана; изображения плоских геометрических фигур – членов команды «Геометрические фигуры»; конверты красного, синего, желтого, зеленого и оранжевого цвета с заданиями членов команды «Геометрические фигуры»; карточки с математическими задачами; ромашка с лепестками, на которых загадки и задания для решения кроссворда; лист с изображениями предметов в восьми клетках; лист с изображениями геометрических фигур в разных частях листа; гаражи для машин, обозначенных разными числами; картчки на определение равенств двух групп предметов. Раздаточный материал: карточки в виде облаков с числами, карточки в виде машин с изображением на них двух чисел для определения суммы этих чисел; наборы геометрических фигур занимательного математического материала «Танграм»; листы в клетку для математического диктанта; простые карандаши; белые альбомные листы и пеналы с геометрическими фигурами на каждого ребенка. Условные обозначения: Дети – Д; воспитатель – В. ХОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КАРУСЕЛИ: Организационный момент: дети с воспитателем входят в группу и выстраиваются перед гостями. Введение в тему: В: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам на занятие пришли гости, посмотрите на них и поздоровайтесь с ними. Д: Здравствуйте. В: День необычный сегодня у нас, Мы рады, так рады приветствовать вас. Для умной игры собралась детвора. Ее начинать нам настала пора. Сегодня у нас проходит математическая карусель, в которой участвуют две команды. Команда «Умники и умницы» — это наши дети, поприветствуем их. Девиз команды «Умники и умницы»: Чтоб врачом, моряком Или летчиком стать. Надо, прежде всего, Математику знать. И команда, которая пожелала пока что остаться неизвестной, но мы с ней обязательно познакомимся, ребята, во время игры. За правильностью ваших ответов и результатами будут следить наши гости. В: Ребята, перед вами стоит задача правильно ответить на все вопросы карусели и выполнить задания, которые подготовила для вас команда ваших соперников. Задания находятся в цветных конвертах. Задание команде понятно? Д: Да. В: Тогда начинаем нашу карусель. Разминка: «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. В: Спим мы ночью, а завтракаем… Д: утром. В: Завтракаем мы утром, а ужинаем… Д: вечером. В: Ужинаем вечером, а обедаем… Д: Днем. В: Сколько дней в неделе? Д: Семь. В: Какой у нас сегодня день недели? Д: Среда. В: Если сегодня среда, то вчера был… Д: Вторник. В: Если сегодня среда, то завтра… Д Четверг. В: Сколько месяцев в году? Д: двенадцать. В: Сколько времен года вы знаете? Д: Четыре – это весна, лето, осень и зима. В: Молодцы! Наша разминка закончена. Задание №1 вам предлагает выполнить участник команды – соперницы. Для этого я открываю конверт оранжевого цвета под №1. Чтобы узнать игрока команды соперников надо отгадать загадку: Прикатилось колесо, ведь похожее оно, Как наглядная натура, лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг, ну, конечно это … Д: Круг. В: Знакомьтесь с первым участником неизвестной команды – это КРУГ. Слушаем его задание: «Что это такое?» - Мы плывем по небосводу, перевозим в себе воду. Видно нас издалека. Назови нас… Д: Облака. В: А облака эти непростые и перевозят они не воду, а числа. Счет обратный и прямой – трудное задание. И у чисел есть соседи, назови их правильно. Каждый из вас получает по одному волшебному математическому облаку и называет неизвестные числа, которые должны стоять в свободных кружочках, т.е. соседей заданных чисел. Д: дети выполняют задания, называя промежуточные, предыдущие и последующие числа в оранжевых кружочках облаков. В: Молодцы! Задание № 2 карусели вам задает следующий участник команды соперников. Я открываю желтый конверт под №2. Слушаем загадку: - Я фигура – хоть куда, очень ровная всегда. Все углы во мне равны и четыре стороны. Кубик мой любимый брат, потому что я… Д: Квадрат. В: Знакомьтесь – это КВАДРАТ. Слушаем задание квадрата: он предлагает вам игру, которая называется «Машины в гаражи». Каждый из вас получает по машине, на которой два числа. Сумма этих чисел обозначает номер гаража вашей машины. Задание понятно? Д: Да. (Дети получают по одной плоской фигуре — машине, самостоятельно находят сумму двух чисел, написанных на ней, и под музыку отправляются в нужные гаражи). В: Проверяет правильность выполнения задания квадрата. Молодцы! Задание № 3 предлагает вам игрок неизвестной команды под № 3. Я открываю конверт № 3 синего цвета. Слушайте загадку: Растянули мы квадрат и представили на взгляд, На кого он стал похожим? Или с чем — то очень схожим? Не кирпич, не треугольник. Стал квадрат наш… Д: Прямоугольник. В: Прошу знакомиться – это ПРЯМОУГОЛЬНИК. Слушайте задание прямоугольника: - Я веселая лиса, мне вцепилась в хвост оса. Я, бедняжка, так вертелась, что на части разлетелась! Помогите! Помогите! Из фигур меня слепите. - Я зайчик – побегайчик, боюсь всего в лесу. А вчера упал я с кочки, разлетелся на кусочки! Помогите! Помогите! Из фигур меня слепите. Ребята, соберем животных из геометрических фигур игры «Танграм». Помните условия этой игры? Д: Собирать заданную фигуру нужно, используя обязательно все фигурки «Танграма». В: Собираем зайчиков и лисичек по образцу. У кого из вас фигурки оранжевого цвета собирают лисичек, а у кого серого собирают зайчиков. Дети собирают фигуры животных. В: Молодцы! Выручили животных. А сейчас необходимо сделать небольшую передышку в нашей карусели. ФИКУЛЬТМИНУТКА: (Дети проговаривают слова вместе с воспитателем и выполняют одновременно движения). Один, два — все встаем; Три, четыре — приседаем: Пять, шесть — повернулись; Семь, восемь — улыбнулись; Девять, десять — не зеваем, свое место занимаем; (дети встают в круг). В: Сколько шишек у белочки? (Дети в это время идут по кругу). Сосчитайте? (Воспитатель хлопает в ладоши, а дети считают количество хлопков). Д: называют количество хлопков, которые посчитали. В: Сколько морковок у зайчика? (Дети в это время прыгают, подражая зайчикам). Сосчитайте? Д: Считают количество хлопков и называют. В: Сколько кукол у Танюши? (Дети делают повороты вправо, влево). Сосчитай? Д: Считают количество хлопков воспитателя и называют. В: Сколько машинок у Илюши? (Дети в это время делают приседания). Сосчитай? Д: Считают хлопки и называют число воспитателю. В: Молодцы! Отдохнули. Продолжаем нашу математическую карусель. В: Задание №4 загадывает следующий игрок команды соперников. Для этого я открываю конверт под №4 красного цвета. Слушайте загадку: - Три вершины тут видны, три угла, три стороны. Ну, пожалуй, и довольно. Что ты видишь? Д: Треугольник. В: С вами, ребята, играет ТРЕУГОЛЬНИК. Прошу знакомиться. Слушаем задание: — Я сижу едва не плача. Очень трудная задача. А вы, ребята, любите решать задачи? Д: Да. В: тогда слушайте следующие задачи: (во время зачитывания задач перед детьми выставляются карточки с сюжетом и названными героями). 1. С горки на лыжах катался Сережа, А на ледянке катался Алеша, Снежную бабу лепила Марина, А помогал ей в работе Данила. С горки на санках каталась Галина, А на коньках все мы видим Арину, Ну а в снежки с ней играет Игнат. Сколько на этой картинке ребят? Д: Семь ребят. В: 2. Три зайчонка, пять ежат ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, сколько малышей в саду? Д: восемь. В: 3. Пять пирожков лежало в миске. Два пирожка съела Лариска, Один пирожок стащила киска. А сколько же осталось в миске? Д: Два. В: Молодцы! В: Задание №5 предлагает вашему вниманию игрок под № 5. Для этого возьмем последний зеленый конверт. Отгадываем следующую загадку: Если взял бы я окружность, с двух сторон немного сжал, Отвечайте, дети, дружно. Получился бы… Д: Овал. В: Знакомьтесь с последним игроком неизвестной команды — это ОВАЛ. Слушайте его задание: Отгадайте кроссворд. А кто может сказать, что такое кроссворд? Д: Кроссворд – это головоломка, представляющая собой переплетение вертикальных и горизонтальных рядов клеток, которые надо заполнить словами по заданным значениям. В: Посмотрите на кроссворд. Кроссворд состоит из шести вертикальных столбиков с разным количеством клеток и одной горизонтальной полосы. Отгадав все слова вертикальных столбиков, мы получим ключевое слово нашей карусели. Чтобы отгадать слова кроссворда, вы должны отгадать предложенные вам загадки и задания, которые представит вам ОВАЛ с помощью своего необычного помощника. Отгадайте. Кто это?
Людям на радость, пчелкам и птичкам. Землю собою они украшают, На лепестках их порою гадают. Д: Ромашки. В: А эта ромашка гадать не будет, но загадывать загадки и задания она любит. И загадки и задания мы прочитаем на ее лепестках. Посмотрите, шесть лепестков этого цветка пронумерованы цифрами от 1 до 6. С какого числа начинается порядковый счет чисел? Д: Один. В: отрываем первый лепесток и читаем загадку: Этот крестик каждый знает: Сложить он цифры помогает. Ответит каждый карапуз, Что этот знак зовется… Д: Плюс. В: Правильно, ребята, плюс. Записываю отгаданное слово в наш кроссворд. А теперь отрываем лепесток ромашки под №2. Задание: Рассмотрите все фигуры. Какая фигура среди них лишняя? Д: Овал. В: Молодцы! Кто может объяснить почему? Д: Все фигуры – четырехугольники, у них четыре стороны и четыре угла, а овал не имеет углов. В: запишем и это слово в наш кроссворд. В: Предлагаю оторвать еще один лепесток ромашки под № 3. Слушайте его задание: надо по клеточкам задания математического диктанта, изобразить следующую фигуру: - Три клетки вверх, две – вправо, одна – вниз четыре вправо, одна – вниз, одна- влево, одна- вниз, одна влево, одна –вверх, две- влево, одна- вниз, две- влево. В: Что у нас получилось? Д: Ключик. В; В какой сказке и какой герой искал этот ключик и на земле под водой? Д: Буратино. Алексей Толстой. Сказка называется «Золотой ключик или Приключения Буратино». В: Вы правильно отгадали третье слово нашего кроссворда. Запишем его. Отрываем лепесток ромашки № 4. Задание: «Поиск девятого» Найдите закономерность и подставьте недостающий предмет. Д: Елка. В: Молодцы, следующее отгаданное слово кроссворда – это елка. Заносим его в кроссворд. Из каких геометрических фигур представлена елка? Д: Три треугольника. В: Отрываем лепесток ромашки под №5. Задание: По заданию воспитателя дети раскладывают геометрические фигурки из пеналов на листах белого цвета. Затем воспитатель показывает им образец правильно выполненного задания и дети сравнивают свои работы с образцом. Надо посчитать количество геометрических фигур на листах. Д: десять. В: Правильно. Это число десять. Записываем его в пятый столбик пустых клеток. В: Осталось отгадать последнее слово в вертикальном столбце. Отрываем лепесток ромашки №6 и слушаем задание: Посчитайте и определите каких предметов больше – это и будет последнее слово нашего кроссворда. Д: Больше ананасов. В: Запишем в наш кроссворд слово ананас. Вот и подошла к концу наша карусель. Дети, посмотрите на членов нашей неизвестной команды – соперницы. Как бы вы назвали эту команду? Д: Это команда «Геометрические фигуры». В: А сейчас посмотрим на наш кроссворд. Какое слово получилось в горизонтальной полоске, обеденной красным цветом? Ребята, прочитайте это слово. Д: ПОБЕДА. В: С победой я вас и поздравляю. Вы все старались, чувствовался командный дух, вы показали хорошие знания и победили команду «Геометрические фигуры». Наши гости согласны с моим решением? Гости: ДА. В: Потрудились вы на славу. Победили все по праву. Похвал достойны вы, друзья, награды. И мы вручить вам приз все рады. Вручает детям подарок. А сейчас подведем итоги нашей карусели: - Чем мы сегодня с вами занимались? - Какое задание команды соперников вам больше всего понравилось? - Какое задание было самым трудным? - Что нового вы узнали после викторины? - Какое слово было ключевым в нашем кроссворде? Дети: ПОБЕДА. В: С победой вас! Наша математическая карусель подошла к концу. Кроссворд: П О Б Е Д А Л В У Л Е Н Ю А Р К С А С Л А А Я Н Т Т А И Ь С Н О
|