Статья «Формирование представлений о форме во второй младшей группе» |
Математика детям | |||
Автор: Патокина Татьяна Николаевна Бубнова Оксана Сергеевна Мартынова Людмила Викторовна | |||
18.05.2019 05:55 | |||
Статья «Формирование представлений о форме во второй младшей группе»
Воспитатели МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное Белгородского района Белгородской области» Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — это очень важная часть интеллектуального развития дошкольника. В детском саду изучение основ математики является первой образовательной ступенью. И от того, как будет подготовлен ребенок до школы, во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения.
В младшем дошкольном возрасте знакомство с геометрической формой начинается с сопоставления шара и куба. Педагог показывает шар, говорит, что он круглой формы и предлагает каждому ребёнку провести по нему руками. Затем задаёт вопрос, катится ли шар? Дети бросают шар на пол, пробует его катить, и делают вывод, что шар хорошо катится. На этом же занятии также происходит для сравнения знакомство с кубом. Педагог обращает внимание на то, что шар катится, а куб нет, и помогает сделать выводы, почему: у куба есть углы, которые мешают ему, катится, а у шара их нет. Закрепить полученные представления о шаре и кубе можно на занятиях по развитию речи. Например, педагог показывает шар и предметы округлой формы (апельсин, помидор, мяч и др.) и просит сказать какой они формы и почему они так думают. (Эти предметы формы шара, дети могут их покатать). Затем предлагает рассмотреть куб, и предметы угольной формы (коробка, кубик) обследовать их поверхность и найти углы. Взрослый должен чётко проговаривать существенные признаки объектов, подчёркивать голосом их названия ( «форма куба», или «форма шара»). После ознакомления с формой геометрических тел следует приступить к изучению круга, квадрата, треугольника. Каждой геометрической фигурой нужно посвятить отдельное занятие. Круг рассматриваем как проекцию шара на плоскости. Дети, обследуя модель круга, должны понять, что у него отсутствуют углы. Очень важно добиться понимания того, что данная фигура не зависимо от цвета и величины является кругом. Для этого детям предлагают сравнить большие и маленькие круги, различные по цвету, и сделать вывод, что все они не имеют углов. Обязательно нужно найти данную форму в окружающей обстановке. Педагог просит найти круглые предметы, составить и проговорить словосочетания, например, «круглая тарелка», «круглые обручи». Квадрат. Изучая куб, нужно обратить внимание детей на то, что сторона куба — квадрат. При первом знакомстве с квадратом следует показать его стороны, углы и вершины. Квадрат рассматривают аналогично, как круг. При знакомстве детей с треугольником нужно помнить, что они различаются не только по цвету и величине, но и имеют различную конфигурацию. Педагог должен помнить, что треугольники бывают равносторонние (у которого все стороны равны), равнобедренные (у которого две стороны равны) и разносторонний (у которого все стороны имеют разную длину). Детям не обязательно знать все эти названия, но они должны выделять из многих фигур любой треугольник. Для знакомства со всеми видами треугольника, педагог заготавливает для каждого ребенка все виды треугольника разного цвета и величины. Дети при помощи взрослого изучают контуры всех фигур и определяют у треугольников равное количество углов, вершин и сторон. Около каждого угла одной фигуры кладут картинки, и педагог поясняет, что у каждого угла и вершины — своя картинка. Потом эти картинки передвигаются, и дети видят, что у каждой картинке тоже есть свой угол. Значит у всех треугольников одинаковое количество углов и вершин. Еще можно сравнить, сколько сторон у треугольника, положить на вершины одни картинки, например собачки, а на стороны другие, например цветочки. И дети могут сравнить, что собачек и цветочков одинаково. Значит углов, вершин и сторон у треугольника одинаково. Аналогично проводится работа по изучению квадрата. Можно сравнивать треугольник и квадрат. Около каждого угла треугольника кладут картинку с изображением, например медвежонка, а на углах квадрата картинку с изображением, например ягод. Педагог показывает детям для сравнения, что медвежат возле треугольника меньше, а возле квадрата ягод больше. Педагог подводит детей к выводу, что у квадрата углов, вершин и сторон больше, чем у треугольника. Для закрепления знаний о геометрических фигурах можно в повседневной деятельности и при помощи дидактических игр. Например, игра «найти форму». Предлагается фигура, к примеру круг, нужно найти, что на него похоже (мяч, тарелка, помидор). Когда дети играют в кубики можно предложить им игру, выбрать из множества геометрических фигур похожие по форме. Если дети начинают раскладывать фигуры по цвету и величине, то взрослый их останавливает. И помогает выделить нужный признак. Педагог берёт две фигуры, различающиеся только по форме (например, большой жёлтый круг, большой жёлтый квадрат). Потом берёт ещё одну фигуру (например, большой красный круг) и ребёнок должен определить, куда его нужно положить. Если ребёнок затрудняется, то взрослый кладёт фигуру в нужное место и объясняет: «круги кладём к кругам, а квадраты, к квадратам». Дети младшего дошкольного возраста не могут долго удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому количество фигур следует увеличивать постепенно. Работу с геометрическими фигурами можно проводить по подгруппам, что позволяет развивать коммуникативную деятельность детей, дети учатся работать сообща, и доказывать правильность своего решения. Например, если ребёнок положит круг к квадратам, то нужно не только исправить его ошибку, но и спросить все ли дети согласны с его действием, и объяснить, почему это не правильно. Нужно напомнить детям, что у квадрата есть углы, а у круга нет. Закрепить знания о геометрических фигурах можно при выполнении аппликаций. Прежде, чем приступить к работе педагог рассматривает рисунок вместе с детьми. Определяет, из каких фигур он состоит, место, где находятся (между кругом и квадратом, выше квадрата и т.д.). В процессе выполнения аппликаций дети еще раз вспоминают фигуры, их цвет и величину. Для формирований представлений о геометрических фигурах большую роль играет организация предметно-практической деятельности. Ребенок должен не только увидеть геометрическую фигуру, но и потрогать ее, сравнить с другими фигурами, определить сходства и различия. Также отыскать эту фигуру в окружающей ребенка обстановке. Это помогает быстрому усвоению информации, но и развитию интеллектуальной деятельности.
|