«Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений» |
Математика детям | |||
Автор: Исхакова Айгуль Тимерьяровна | |||
02.01.2019 14:00 | |||
«Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений» Автор: Исхакова Айгуль Тимерьяровна МАДОУ ЦРР Детский сад №7 «Улыбка» г. Бирска РБ «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Другими словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игры, способствующие развитию математических наклонностей
«Пифагор» — силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлов 5.3адачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, всё это замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола). 3) Сколъко концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть) 6. Шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Основа: Научить детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры. Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки — незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она пронизывает их всю жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю, на поведение в целом. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе: посторонних и определенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Однако если для воспитанника цель в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель развитие детей, усвоение ими определенных знаний формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны отсутствие цели в игре, а с другой — игра есть средство целенаправленного формирования личности. Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Литература
представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. — 2002г. — №8. — С.30-39 4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр В ЛАД ОС, 2003г. 5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г. 6. Волина В. «Веселая математика» — Москва, 1999г. 7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» — Москва, 1989г. 8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М., 1989г. 9. «Играем в числа» — серия пособий. 10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пос. — М., 1974г. 11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. — СПб: «Детство-Пресс», 2010г. 12. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова — кандидат педагогических наук. 13. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 14. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. 15. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» — ООО «Издательство Астрель», 2002г 16. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
|