Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы» |
Математика детям | |||
Автор: Букина Татьяна Валерьевна | |||
06.04.2016 12:27 | |||
Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы» Букина Татьяна Валерьевна МБДОУ «ДСОВ№15» «Росток» Воспитатель Иркутская область, г. Братск Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном — геометрические формы, на втором — предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам. «Веселые матрешки» Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Материал: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов. По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог об-ращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. ( «Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! — говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки вы-страиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой. «Длинное — короткое» Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. Материал: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла. Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки — плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины — длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски — длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная. «Подбери фигуру» Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото. Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает ( «прятать») ее на начерченную фигуру. «Три квадрата» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Материал: три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф. Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот — поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь — самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» — говорит В. «Игра с обручем» Цель: различение и нахождение геометрических фигур. Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.) Геометрическое лото Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина). Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная). «Какие бывают фигуры» Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в парес уже знакомыми: квадрат-треуголь-ник, квадрат-прямоугольник, круг-овал. Материал: кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера. Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом. «Широкое — узкое» Цель: формировать представление «широкое — узкое». Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски — широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой — только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами. «Кому какая форма» Вариант1. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины. Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка. Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос — матрешке, все овалы на другой — мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой». Вариант 2. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1. «Соберем бусы» Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д. Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью. «Наш день» Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». Оборудование: кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д.; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток. Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной: Кукла Валя хочет спать. Уложу ее в кровать. Принесу ей одеяло, Чтоб быстрее засыпала. Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками В. Дидактические игры по развитию количественных представлений «В лес за грибами» Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один — много», акти-визировать в речи детей слова «один, много». Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Да-вайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного). «Малина для медвежат» Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». Ход игры: воспитатель говорит: - Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Пра-вильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод. «Угости зайчат» Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они краси-вые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю од-ного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть». «Угостим белочек грибочками» Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пуши-стые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я бело-чек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть». «Жучки на листиках» Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопостав-ления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств. Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдет себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления. «Бабочки и цветы» Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопостав-ления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково». Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть». Дидактические игры по развитию представлений о величинах «Украсим коврик» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям». «Домики для медвежат» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть». «Угости мышек чаем» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим?» Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами. «Подбери дорожки к домикам» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели по-строить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек. «Почини коврик» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и по-могли зайчатам починить коврики». «Мостики для зайчат» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий». Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются до-щечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую — малень-кому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее поса-дим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им по-могли». «Сбор урожая» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат боль-шие овощи, а в маленькой – маленькие. Картотека дидактических игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста. Назови геометрическую фигуру Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геомет-рические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Материал: 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоуголь-ник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты. Ход. Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, называет их, просит детей повторить название. На одном занятии используется не более трех таблиц (5-6) фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе. Домино фигур Цель: учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называя ее. Игра за-крепляет знания о геометрических фигурах. Дети знакомятся так же с новой фигурой-много-угольник. Материал: 28 карточек, на каждой половинки изображена та или иная геометрическая фигура (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках- «дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок. Ход. В игре принимают участие 2-4 ребенка. Карточки выкладывают на стол фигурами вниз. Воспи-татель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила игры. Игра начинается с выкла-дывания карточки «дубль-пусто». Как в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из об-щего числа карточек на стуле (при условии, когда играющих двое-трое). Если ребенок не назо-вет фигуру, то не имеет право на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освобо-дится от карточек. В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения. Найди предмет такой же формы Цель: учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользу-ясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геомет-рическими фигурами. Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоуголь-ник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит) Ход. Геометрические фигуры лежат на столе, предметы- на другом. Воспитатель просит подойти к столу (дети встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуры и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к соответству-ющей фигуре, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии можно подобрать не более трех форм каждому ребенку. Если ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание. Что лежит в мешочке? Цель: закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Материал: набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал), мешочек с предме-тами разной формы: ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы), деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; маленькие флажки (четырехугольной и треугольной формы) Ход. На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометри-ческой фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигу-рой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигу-рой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов. Геометрическое лото Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглый (мяч, яб-локо, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, ку-бик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина). Ход. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. За-тем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изобра-жением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно называть форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, и треугольная). В игре принимают участие 5 детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому об-разцу, затем дети меняются образцами друг с другом. «Найди то, что я покажу» Цель: учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Материал: набор плоскостных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треуголь-ник, овал) и два набора предметов различных форм. Ход. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры-образцы, предлагает показать движе-нием руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо- круглой формы; флажок, кубик, пирамидку- треугольной формы; книжка, зеркало поднос – прямоугольной формы и т.п. после этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую форму соответствую-щей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в дру-гой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает «Коробка и кольцо- предметы круглой формы». Дети поочередно выполняют задание. «Какие бывают фигуры?» Цель: познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометри-ческие фигуры (обводить пальцем контуры, называя их) Материал: кукла, демонстрационный: крупные картонные круги и квадраты. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов-по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах) Ход. Воспитатель: «К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у не в корзи-ночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, помогает ребенку. «Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это-квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол-палец пошел на верх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попере-менно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей. «А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квад-раты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру. Кукла Таня хвалит детей, за правильно выполненное задание. «Подбери фигуру» Цел: закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания. Материал: демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (вырезанные из картона). Раздаточный: карточка с контурами пяти геометрических фигур по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках. Ход. Воспитатель показывает круг и обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?». Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квад-рат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет. «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигура разной формы, и такие же фи-гуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы совпадали с нарисован-ными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начертанную фигуру и только при полном совпадении-класть. В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме- круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник». «Подбери по форме» Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, вели-чины. Материал: демонстрационный: по одной крупной фигуре из пяти геометрических форм. Раз-даточный: карточка с контурами геометрических фигур- по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке). Ход. Детям раздают на подносах фигуры и карточки. Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос по-вторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямо-угольник. «Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Поло-жите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них по-меньше». Детям, неправильно разложившим фигуры, воспитатель предлагает обвести пальцем, найти и исправить ошибку. «Узнай форму предмета» Цель: развитие у детей знаний геометрических форм и их назначение. Воспитание внимания, сосредоточенности. Правила игры: посмотреть свою карту и назвать, что на ней нарисовано. Если дети умеют считать-посчитать, сколько форм на карте (две или три) Ход. Детям раздают большие карты с нарисованными на них геометрическими формами (круг, квад-рат, треугольник). У воспитателя маленькие карточки с повторением тех же форм, что в больших картах (геомет-рические формы могут повторяться как на больших, так и на маленьких карточках). Воспита-тель показывает маленькую карточку и спрашивает, у кого на карте есть треугольник. Ребенок отвечает: «У меня есть на кате треугольник». Игра заканчивается, когда у одного из играющих в его карте будут закрыты все клетки. Усложнение: геометрические формы могут быть покрашены в различные цвета. Тогда дети должны будут назвать: «У меня круг красный». Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста. Игра «Белый лист» Цель: развитие восприятия формы предметов у детей 3-5 летнего возраста, а так же развитие мелкой моторики рук. Материал: на листе бумаги нарисованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Задание: вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть ими зеленые фи-гурки на листе. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги. Для детей 5 лет задание можно усложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просит ребенка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую фигурку. Игра «Круг, треугольник, квадрат» Цель: развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4-6 лет. Ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно нужно подготовить карточки с изображением геометрических фигур. Ход - Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат в окно. Положи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник. -Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги. -Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые тре-угольники, красные треугольники. -Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты. -Покажи маленькие круги (квадраты, треугольники) Игра «Зашиваем ковер» (4-5) Цель: развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Работать ребенок будет с материалом, по предлагаемой схеме задания. На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки. Ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре. Игра «Кто наблюдательней» (4-6) Цель: развитие восприятие формы у детей дошкольного возраста. Просим ребенку за одну минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямо-угольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается. Воспитатель может организовывать игру с подгруппой детей. Каждый ребенок должен по оче-реди назвать предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка. Тот из ребят, кто за одну минуту не сможет назвать пять предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальней-шей игры. Игра «Сосчитай, сколько каких геометрических фигур» (4-5) Цель: развитие памяти, воображения, мышления. Воспитатель раздает детям карточки с нарисованным человеком и спрашивает: -Сколько кругов, треугольников, квадратов и прямоугольников в человеке? Воспитатель просит нарисовать машину, дом используя геометрические фигуры. Игра «Проверим внимание» (4-6) Цель: развитие внимания, памяти. В качестве игрового материала используется несколько предметов, геометрических фигур, эле-ментов строительного материала. (Сначала комплект для каждой пары состоит из 7-8 предме-тов; в дальнейшем набор материала и количество предметов будут меняться). После знакомства с правилами игры предлагается в парах играть в нее. Правила игры заключаются в следующем: ведущий раскладывает на столе несколько предметов из набора, например пять предметов из приготовленных для игры. Ребенок внимательно их рассматривает, пытаясь запомнить. Ведущий про себя считает до десяти. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Тот, кто правильно назвал все предметы, получает очко (например, цветной кружочек, элемент мозаики). На столе меняется количество и состав набора предметов. Игра повторяется вновь. «Я вижу то, что не видишь» (5-6) Цель: развитие мышления, внимания. Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящийся в групповой комнате, и го-ворит остальным детям, которые сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы видите, и оно круг-лое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра повторяется несколько раз. «Угадай форму предмета» (4-5) Цель: развитие памяти, воображения, восприятия формы предмета. Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы, 2 счетные па-лочки: короткая и длинная (например, оранжевого и светло-зеленого цвета). Ребенок ощупы-вает предмет, называя его. Остальные дети проверяют правильность задания. Воспитатель поощряет тех детей, которые выделяют и называют несколько признаков, напри-мер: тонкий, круглый. На такие ответы он обращает внимание всех остальных детей. «Построим поезд» (5-6) Цель: развитие восприятия формы, внимания. Из дидактического материала дети выбирают карточки круглой формы, а многоугольные пла-стины откладывают на другую сторону стола. Воспитатель предлагает им построить поезд, че-редуя круги с многоугольниками. Каждый ребенок должен обязательно назвать, что он кладет: круг или многоугольник. «Какой фигуры не стало?» (4-5) Цель: развитие внимания. Воспитатель выбирает четыре плоские фигуры (круглую, прямоугольную, треугольную) и кла-дет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбираются разного цвета, разной величины. «Место рядом свободно» (5-6) Цель: развитие умений различать форму и цвет геометрических фигур. Для игры необходимы карточки для обозначения цвета и формы. Каждый получает карточку. Карточки не повторяются. Дети сидят в кругу на стульях. Одно место свободное. Водящий говорит: «Место рядом со мной свободно. Я хочу, чтобы его занял ребенок, у которого синяя карточка (желтая, красная, карточка с треугольником, кругом и т.д.) Лото с геометрическими фигурами (6-7) Цель: определение геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника. Развитие внимания, зрительной памяти и пространственного ориентирования. Правила и игровые действия. У каждого ребенка должна быть карточка с нанесенными на ней геометрическими фигурами. Фигуры различным образом сочетаются по форме и пространственному расположению на карточке. Например: две фигуры- на верху и внизу; две- справа и слева; по две одинаковые фигуры- в четырех углах, три одинаковые фигуры и одна различная; три различных и четыре различные. У воспитателя есть все виды карточек. Он показывает одну из них. Участники, у которых есть такие же карточки, поднимают их, высоко держа руку. Воспитатель спрашивает детей, какие фигуры изображены и каким образом они размещены. После того как все карточки, на которых изображены различные комбинации, будут использованы в игре, участники обмениваются. «Составим сами фигуру» (6-7) Цель: развитие наблюдательности, пространственного мышления и воображения, путем ком-бинации различных геометрических фигур воспроизведение данного предметного образца, со-ставленного из плоскостных фигур. Правила и игровые действия. На столе размещаются предметные образцы и отдельно от них- различные по виду и величине геометрические фигуры. По сигналу, данному руководителем игры, каждый участник должен выбрать те фигуры, которые ему необходимы для построения образца. Побеждает тот, кто первый сумеет составить точную копию предложенных фигур (од-ной из них) Игру можно продолжить следующим образом: воспитатель называет какой-нибудь предмет (например: дом, поезд и т.д.), а участники игры строят его с помощью имеющихся геометриче-ских фигур, или каждый участник строит предмет по своему выбору. В последнем случае по-беждает тот, кто после сигнала о начале игры успел построить самую фигуру за кратчайшее время. «Разместим (нарисуем) флажки» (4-5) Цель: размещение флажков, имеющих квадратную, треугольную и прямоугольную формы. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления и воображения. Правила и игровые действия. Играют индивидуально следующим образом: на листе картона в верхней его части горизонтально вычерчены (контуры) образцы геометрических фигур, а с лева вертикально даны образцы штриховки (или цвета), расположенные в порядке уменьшения их величины. Отдельно сделаны флажки из картона различные величины, но форма и штри-ховка (цвет) такие же. Ребенок должен нарисовать (разместить) флажки, успевая одновременно учитывать три условия: форму, отображенную в образцах фигур, штриховку, показанную слева, и постепенное уменьшение размеров флажков. В игре принимают участие две команды. По сигналу воспитателя, каждый участник ставит один или несколько флажков. Побеждает та команда, которая первая правильно расположит флажки в соответствии с образцами. «Правильно расположите» (5-6) Цель: размещение геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника и прямоугольника- по величине. Развитие внимания и сообразительности. Правила и игровые действия. Игра может быть индивидуальной или же рассчитанной на уча-стие в ней двух команд. Пред началом игры раздаются дидактические материалы, имеющие форму геометрических фигур, покрашенных в один цвет, но отличающиеся друг от друга по величине. На большом листе картона с левой стороны вертикально рисуют образцы геометри-ческих фигур и справа- по одной из четырех видов фигур разной величины. Дети должны дога-даться, какая фигура и какой величины должна заполнить каждую клеточку, и нарисовать ее. Если в игре принимают участие две команды, побеждает та команда, которая первая правильно расположит все геометрические фигуры клеточках.
|