Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов |
Математика детям | |||
Автор: Дмитриева Наталья Григорьевна | |||
27.11.2015 19:39 | |||
Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов Автор: Дмитриева Наталья Григорьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ детский сад № 89 «Бригантина» Красносельского района города Санкт – Петербурга Хочу поделиться с коллегами своим опытом создания и использования в работе с детьми авторских развивающих игр и пособий на развитие логического мышления с использованием знаков — символов. Данные игры используются в образовательной области — "Познавательное развитие" при формировании элементарных математических представлений у детей.
Игры способствуют развитию у детей логического мышления, а именно:
Ниже перечисленные игры и пособия можно использовать как самостоятельные развивающие игры, так и в качестве раздаточного материала при выполнении дидактических упражнений на занятиях по формированию элементарных математических упражнений. Развивающая игра — " Геометрическое домино" Цель игры:
Как сделать игру? Игра представляет из себя набор карточек из белого картона, разделенных на две части. На одной стороне карточки наклеивается цветное изображение геометрических фигур разных по цвету форме, величине, а с другой стороны наклеивается изображение знака — символа. Наклеивая фигуры, следует выполнять два условия:
(Например: большой синий треугольник — маленький синий треугольник);
Варианты развития игры — постепенное введение знаков — символов:
Основное игровое действие:
Развивающая игра — пособие " Подснежники" Цель игры:
Как сделать игру? Игра состоит из " полянок" и плоскостных изображений цветов - " подснежников" и карточек с заданием; " Полянки" — могут быть произвольной формы и размера, изготовленные из упаковочного картона, обтянутого упаковочной зеленой пленкой. Края " полянки" оформлены самоклеющейся пленкой или скотчем. Можно сделать проще — вырезать из цветного картона, но служить такая " полянка" будет меньше. «Полянки» «Подснежники» — плоскостные изображения цветов разной формы, цвета и величины. Сделать их можно из картона, покрыть соответствующей краской, для прочности покрыть бесцветным лаком. «Подснежники» Карточки с заданиями — на них с помощью знаков — символов наносится задание — условие расположения " подснежников " на" полянке". Карточки с заданием Как пользоваться игрой — пособием? Ребенок получает " полянку", набор " подснежников" и карточку с заданием. Задача ребенка расположить " подснежники" на " полянке" согласно заданному условию на карточке. Он должен расшифровать запись и выбрать нужное количество " подснежников" определенного цвета, формы и величины, а затем расположить их на " полянке" по контуру заданной в условии геометрической фигуры. Варианты изменения условий задания:
Варианты использования пособия:
Развивающая игра " Цветочная поляна" Цель игры: развитие логического мышления -
Как сделать игру? Игра состоит из " лепестков" и " серединок" цветка. " Лепестки" — плоскостные фигуры разные по цвету, форме, величине. " Серединки" — круги белого цвета с закодированным с помощью символов условием сбора цветка. " Лепестки" можно изготовить из двустороннего цветного картона или из цветной клеенки, дерматина, можно оклеить картон цветной пленкой, можно картон заламинировать, и тогда игра прослужит долго. «Лепестки» «Серединки» Основное игровое действие: Дети получают " Серединки" с заданием и набор лепестков. Выкладывают цветок согласно заданию. Как использовать игру?
Игру можно использовать в любой возрастной группе, усложняя задание на серединке цветка. Развивающая игра " Стадион" Цель игры:
Материалы для игры:
Как сделать игровое поле? Изготовить игровое поле не трудно. Для этого нужно взять большой лист картона и наклеить на него, расчерченный на клеточки лист белой бумаги. Края оформить самоклеющейся пленкой или скотчем. Число колонок и рядов клеточек может быть произвольным. Наверху и внизу колонки пронумерованы цифрами разного цвета. Ход игры: Ведущий предлагает построить " спортсменов" (геометрические фигуры) на старте — на синие цифры. Выбор фигур дети производят сами, главное, они должны быть разными и по цвету, и по форме, и по величине. " Спортсмены" движутся согласно заданному с помощью символов условию. Условия движения располагаются на доске, их можно комментировать, а можно предоставить детям возможность выполнять задание самостоятельно. Например: Все фигуры делают один шаг вперед. Дети передвигают фигуры на игровом поле. Далее — все фигуры делают два шага, но нельзя красным. Дети передвигают все не красные фигуры на две клеточки вверх. Красные фигуры выбывают из борьбы (остаются на тех же клеточках). Дальнейшие действия аналогичны (согласно заданию). По окончании игры дети подсчитывают — сколько " спортсменов" добралось до финиша (красные цифры). Как использовать игру?
Игра позволяет фронтально выявить навыки счета, знание признаков геометрических фигур, навыков логических операций (при условии, что данное игровое поле есть у каждого ребенка) Фронтальное использование пособия: Варианты дополнительного использования игрового поля:
|