Конспект занятия: Игры логико-математического содержания в развитии элементарных математических представлений. Конспект занятия «Поход к лисе» |
Математика детям | |||
Автор: Евтушенко Татьяна Валерьевна | |||
08.02.2017 07:32 | |||
Конспект занятия: Игры логико-математического содержания в развитии элементарных математических представлений. Конспект занятия «Поход к лисе» Подготовила воспитатель: Евтушенко Татьяна Валерьевна. г.Сургут — 2017. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 "Золотой ключик" Полноценное развитие логического мышления, как фундамента математических представлений требует не только высокой умственной активности (способности «действовать в уме»), но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте, что, в целом, позволит ребенку успешно учиться в школе (Р. Грин, В.Лаксон; 1982). Характерной особенностью деятельности по развитию у дошкольника математических представлений, является ее игровая направленность. Задача воспитателя насытить эту деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями, обеспечить наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т.д. Решению этих задач способствует использование воспитателем игр логико-математического содержания в работе с дошкольниками.
Развивающее воздействие этих игр таково, что развитие психических процессов происходит в единстве с личностным становлением. Ребенок, играя, самостоятельно или совместно со взрослыми, познает свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объёма, массы и др. И, наконец, логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации. В приведенном ниже конспекте занятия применяются логико-математические игры (логические блоки Дьенеша, «забавные цифры» Воскобовича, мозаика, «сложи квадрат» Никитина) с использованием их в сюжетном, игровом контексте. Конспект занятия «Поход к лисе». Цель:
Задачи:
Материал к занятиям: Билеты на автобус, таблица с планом, и раздаточные варианты таблицы с планом, набор «забавные цифры» Воскобовича (от 1 до 10), набор геометрических фигур, детали мозаики, карандаш на каждого ребенка. Длинная веревка, игрушки зайца и лисы. Ход занятия: 1. Вступление. Игра “Автобус”. -Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел заяц и рассказал такую новость: лиса решила сесть на овощную диету и больше не есть зайцев. Теперь все обиды между зайцем и лисой забыты. Они помирились, и лиса даже позвала зайца к себе отпраздновать это событие. Но зайчик боится идти один так далеко. Он пришел к нам и просит помочь ему дойти до домика лисы. Поможем? -Ответ детей. Да 2. Работа с планом -Воспитатель: У нас с вами есть карта леса, в котором живут зайчик с лисой. Вот один большой у меня (показывает на доску) и по одному у вас на столах. На них мы будем отмечать наш путь. Большую карту мы отдадим зайчику с собой, когда доберемся, чтобы он всегда мог ходить к лисе в гости по нему, а на маленьких вы будете следить чтобы мы ни в чем не ошиблись и подсказывать. Хорошо? Ход маршрута: Формирование навыков счета от 1 до 10 и обратно. -Воспитатель: 1. Прежде, всего, ребята, нам надо доехать до леса. А поедем мы на автобусе. А автобусы-то нынче платные – без билетов нельзя. Все желающие становитесь в кассу. Много желающих! (Выстраивается очередь в “кассу”). -Воспитатель: 2. Давайте, ребята посмотрим на нашу очередь и скажем: – Кто в очереди первый, третий, пятый, четвертый, второй и т. д.? Детям раздаются цифры соответствующие их номерам. Посчитаем от 1 до 10. А теперь назовите числа, по порядку начиная с “хвоста” очереди (по одному, все вместе). Молодцы! Ребята, а карточки, которые у вас в руках и есть билеты и теперь можно ехать. -Воспитатель: 3. Едем в лес. Каждый сядет на место соответственно билету. – Хватит ли стульев на всех? – Как проверить? Выяснилось, что одного стульчика не хватает. Что можно сказать о количестве стульев в этом случае? Как сделать поровну? Добавляем стул. Дети рассаживаются на стульях. - Поехали! Ответы детей: да. 3. Работа с планом. -Воспитатель: Вот мы и приехали. Самое время посмотреть в наши карты. Дети садятся за столы. У каждого ребенка план. Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? Ребенок описывает путь по плану. – Иду прямо, прохожу мимо березки которая от меня слева, поворачиваю на право, дохожу до цветочного поля, поворачиваю на лево, иду прямо, поворачиваю на право и вижу болото. 4. Игра с деталями мозаики (разбираем по цветам) Ребята, мы пришли на болото. Можем идти по кочкам. Кочки отмечены цветами на карте. Но мы не знаем по каким можно идти а по каким – нет. Надо нам разобрать вот эти детали мозаики по цветам, каких окажется больше, по таким значит и можно идти. (проводится пальчиковая игра) Пальчиковая игра. Был у зайки огород, ровненьких две грядки. Ямка – семя, ямка – семя, и глядишь на грядке вновь Ответы детей: объясняет ребенок дальше по плану “Иду прямо, поворачиваю на право”. Вижу фигурки. -Воспитатель: Что с ними делать? Давайте составим всех зверей каких зайчик может встретить в лесу. 5. Составление на столе фигур животных из фигур геометрических. Работа по подгруппам с наборами геометрических фигур. -Воспитатель: У каждой подгруппы на столе наборы геометрических фигур. Назовите известные вам геометрические фигуры. Каждая подгруппа расскажет о любой фигуре. Покажите стороны у квадрата, треугольника? Сколько их? Сколько углов? В чем сходство и отличие круга и овала (квадрата и прямоугольника)? Сколько сторон у овала? Сколько углов у круга? Рядом с маленьким квадратом составьте большой квадрат. Сколько фигур меньшего размера понадобилось? Сколько фигур потребовалось вам для составления волка (медведя, ежа, сороки и т.д)? Сколько треугольников (квадратов, кругов и т.д.) Проводится физминутка. 6. Физкультминутка Даю детям толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками и образуют круг, овал, треугольник. Выполняем движения в соответствии со словами: Становитесь в круг опять, Продолжаем движение по плану. Ребенок объясняет свои действия. Видим, что среди леса появился светофор. Что это? Такое может случиться? 7. Далее игра “Небылица” (Развиваем внимание, логическое мышление) Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. Быстро дайте мне ответ – это правда или нет. 8. Итог: дошли до дома Лисы. Появляется лиса. – Зайка, а как ты так быстро добрался до моего дома? – Что тебе дети помогли? Что было самым трудным? Что самым интересным? Спасибо, вам ребята за помощь! Если у меня что-то не заладится, я знаю теперь, у кого можно попросить помощи. -Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться обратно. И давайте мы с вами отметим каждый на своем плане как добраться от домика зайки до домика лисы. А большой план мы отправим зайчику. Работая с планом, дети отмечают свой путь карандашом. Подобные занятия заинтересовывают детей в тех логико-математических играх, которые были на нем использованы. Эта заинтересованность остается и после занятия, что очень ценно для развития логико-математических представлений ребенка, их систематизации и закрепления.
|