ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Математика детям | |||
Автор: Медведева Наталья Александровна | |||
26.06.2015 08:16 | |||
ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ Интеллектуальная готовность к обучению в школе связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, имением сравнивать объекты, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка в дошкольном возрасте должна быть определенная широта представлений. Также должно быть соответствующее речевое развитие и познавательная активность. В качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены предпосылки универсальных учебных действий, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования. Поэтому для меня стал актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми, основанных на игре и детском экспериментировании.
В дошкольных образовательных учреждениях применяются разнообразные развивающие пособия. Однако не во многих пособиях есть возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения. Одним из наиболее результативных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для раннего развития логически, и, прежде всего, для подготовки мышления к восприятию математики. Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками способствует:
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур. По задумке автора в наборе нет ни одной одинаковой модели. Каждая геометрическая фигура характеризуется 4 признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Формы организации работы с логическими блоками:
Этот набор можно использовать как дидактический материал в процессе непосредственно образовательной деятельности решая задачи образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество». В процессе выполнения разнообразных действий с логическими блоками дошкольники формируются различные мыслительные операции, необходимые, как и в предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Логические блоки представляют собой эталоны геометрических форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Хочу заметить, что чем раньше ребёнок знакомиться с блоками, как часто и последовательно с ними работает, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр. Когда дети освоят простейшие логические операции – можно переходить к более сложным задачам. Далее предлагала игры с использованием простых алгоритмов (работа со стрелкой, которая указывает направление), проблемные задания типа «как сделать толстое колесо из 2 тонких. Для систематической работы с дошкольниками одной группы на протяжении всего дошкольного возраста требуется один набор объемных логических блоков и 6 — 8 наборов плоских логических фигур. Наряду с логическими блоками также можно использовать карточки, на которых обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) при помощи условных знаков. Применение таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств геометрических фигур. Эти способности и умения также можно развивать в процессе выполнения различных предметно — игровых действий. Карточки — свойства помогают детям перейти от наглядно — образного к наглядно — схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. В зависимости от возраста дошкольников можно использовать комплект по частям. Например: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине или разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине. И только потом использовать полный комплект фигур. Ведь чем разнообразнее действия с материалом, тем сложнее ребенку сравнивать, и классифицировать, и обобщать. Логические блоки могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач, так как они представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник). Прежде чем приступить к играм и упражнениям с логическими блоками, нужно, чтобы ребенок самостоятельно познакомился с ними. Ребенок может использовать их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе выполнения различных действий с блоками дети определят, что они имеют различные свойства. Также не стоит заострять внимание детей на термине "блок". Ведь для ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми лучше пользоваться словом "фигура". Игры с блоками Дьенеша можно предъявлять детям в следующей последовательности:
Всё это производится в игровой форме, непринуждённо и с интересом! Младшим дошкольникам предлагала простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине. У игр и упражнений есть три варианта сложности. Вначале дети оперируют одним свойством (круглые), на следующем этапе осваивают 2 свойства (цвет, форма), затем 3 (цвет, форма, размер). Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются:
Использовать игры и упражнения с блоками можно как предлагать на занятиях так и в свободные часы дома и в детском саду. Их можно дополнять и другими развивающими игровыми заданиями, вносить новые игровые задачи, действия, изменять сюжет и роли, то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности. Игры с блоками Дьенеша станут хорошими помощниками при подготовки к школе. Если работа с ними будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате. Тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы школы. Логические блоки Дьенеша давно используются педагогами в других странах мира. Педагоги нашей страны тоже знакомы, но в практической работе с детьми используют их с осторожностью. Для этого есть несколько причин: во — первых в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, во – вторых в отсутствии соответствующей методической литературы касающейся данного вопроса. Литература
|