Гулевская Елена Алексеевна Воспитатель МОУ детский сад комбинированного вида №300 Дзержинского района г. Волгоград
Цель: -Продолжать развивать пальцевую моторику рук детей, ис¬пользуя возможности игрового квадрата Воскобовича. -Работать над умением детей соотносить устный рассказ воспитателя с выполнением фигур игры-головоломки. -Упражнять в понимании закономерностей геометрических фигур. -Побуждать детей к свободному высказыванию своих предпо¬ложений, мыслей; закрепить умение подбирать прилагательные к существительному. -Формировать пространственное воображение /плоскостное и объемное/, развивать слуховое внимание, образную память. -Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов. -Развивать умение производить звукобуквенный и звукослоговой анализа и синтез слов.
Наглядный дидактический материал: А) демонстрационный: магнитофон, аудиозапись звуковой дорожки "Вода", подрамник для картины. Б) раздаточный: игровые двухцветные квадраты Воскобовича /по количеству детей, индивидуальные карточки, фломастеры, набор для звукового анализа слова на каждого ребенка. Ход занятия: -Ребята, я хочу вам рассказать историю, которая произошла с одним нашим хорошим знакомым. А с кем мы сегодня встретимся вы узнаете, если откроете домик, который есть на вашем столе. Что же это? -Квадрат. -Почему вы думаете, что это квадрат? (ответы детей) -Квадрат был необыкновенный, потому что умел менять свои цвета. Переверните свой квадрат обратной стороной. Каким стал квадрат по цвету? -Квадрат целый день менял свои цвета и становился, то красным, то зеленым. Скучно ему стало, загрустил наш квадратик. «Интересно, а кем я могу стать?» - подумал квадратик и подошел к зеркалу. -Как выдумаете, а что он мог увидеть в зеркале? (ответы детей) -Правильно, он увидел обыкновенный квадрат. -Какие стороны у квадрата? (все стороны равны) -А какие углы у квадрата? (и углы все тоже равны) «Всюду одинаковый, ничем не примечательный», - подумал про себя квадрат - Вдруг, раздал¬ся стук в дверь. -Как вы думаете, кто мог придти к квадратику в гости?/ответы детей/ -А на самом деле к нему пришел почтальон. -Что может приносить почтальон в дома? /ответы детей/ -Квадратику почтальон принес письмо./дети складывают письмо из квадра¬та Воскобовича/. -Распечатал квадратик конверт /дети производят действия с квадратом/ и прочитал письмо в котором его приглашали в гости, приглашал его в гости котенок. Вот только квадратик не понял, какой котенок, как его зовут и к кому ехать в гости, потому что подпись или водой размыло, или котенок её небрежно написал. -Как вы думаете, а как могли звать котенка, который приглашал квадратик в гости? /ответы детей/ -Давайте поможем квадратику узнать имя котенка. /Д/и /Узнай и допиши букву"/. У каждого ребенка карточка с неполным изображением букв -Кто догадался, как зовут котенка? -Вот мы и определили, что прислал письмо квадратику котенок Рыжик. -Как вы думаете, каким был котенок, если его звали Рыжик. Предложить детям произвести звукобуквенный и звукослоговой анализ и синтез слова - Рыжик. А как можно про котенка еще сказать, какой он?/ дети подбирают прилагательные/ -По обращению к котенку мы говорим что? или кто? Почему? -По отношению к каким предметам мы применяем вопрос "что?" Итак, решил квадратик отправиться в гости к пушистому, веселому, задорному, рыжему котенку, которого звали Рыжик./делают котенка из квадрата Воскобовича/ -Как вы думаете, на чем мог квадратик отправиться в путь? /опрос детей/ Уточнить виды транспорта. Упражнение «Транспорт». (Совершенствование навыка слогового анализа слова) Предложить детям рассмотреть картинку, показанную воспитателем и разделить ее на слоги. Картинку получает тот, кто первым разделит название картинки на слоги. -Квадратик подумал и решил поехать на поезде./фигурка поезда/ Номер поезда на котором поехал квадратик больше, чем число 8, но меньше, чем число 10. Подумайте, какой номер у поезда на котором поехал квадратик? -Девять. -Правильно, а без чего нельзя ездить на поезде, на трамвае, автобусе..? -Без билета. -Правильно, и для того, чтобы квадратику в кассе дали билет, ему пришлось выполнить задание. Проводится д/и «Как изменились фигуры» (на изменение количества фигур). Детям раздается набор карточек, где показаны различные модели изменения фигур – образцы. По аналогии с ними играющие самостоятельно восполняют недостающее звено, мысленно проанализировав образец. -Как изменилось количество фигур? Почему выбрал эту карточку-ответ? -Вот теперь можно ехать. Едет квадратик в вагоне, в окно смотрит, вдруг поезд остановился, -Как вы думаете, почему мог остановиться?/высказывания детей/. Закройте глаза, слушайте внимательно, кто больше услышит звуков, что¬бы догадаться, что задержало квадратик в пути. Звуковая дорожка "вода". -Можно ехать по реке на поезде? Почему? -На чем можно переправиться через реку? -Квадратик сделал лодку и поплыл. /дети делают лодку/. Лодочка плывет медленно - медленно. Как вы думаете, почему? (высказывания детей). А квадратик торопится к другу, поставил парус на лодку и поплыл быстрее. -На какую геометрическую фигуру похож парус? (ответы детей) Во время изготовления лодки с парусом воспитатель читает отрывок из произведения А.С.Пушкина: Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Вдруг показалась земля, на берегу квадратик увидел домик два домика. Один с зеленой крышей, а другой с красной. В каком домике жила старушка Маланья, если в домике в зеленой крышей жил ее сосед? Динамическая пауза "У бабушки Маланьи"/пальчиковая игра/. (Рузина М.С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для взрослых и детей» Санкт – Петербург. 1997год.) -Погостил квадратик у старушки с сыновьями и отправился дальше, увидел домик другого цвета / дети складывают домик/. Как вы думаете, кто мог жить в этом домике? А жили там геометрические фигуры и цифры. Причем, на крыше каждого домика была изображена цифра, которая обозначала количество углов фигуры, которая там жила. Д/и "Посели в свой домик" (дети раскладывают геометрические фигуры в домики на крыше которых цифрой обозначено число углов и цвет фигуры, дополнительно ориентируясь на цвет цифры и геометрических фигур: 3-треугольник, 4- четырехугольник, 5 – пятиугольник, 0-круг). И еще в одном из этих домиков жил тот, кого вы узнаете угадав загадку: Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает. Нападает на клубки, Прячет в лапках коготки. Обрадовался котенок /показывает котенка изготовленного по технике "Оригами" приезду гостя, угостил его сначала зеленой конфе¬той, потом красной /делают/, напоил чаем/делают миску/. И отправились друзья гулять в лес. А в лесу много красивых цветов./складывают цветок/. Вдруг пошел дождь и котенок с квадратиком спрятались в палатку /объемная палатка/. Дождик по палатке стучит, а квадратику и котенку тепло и сухо. Давайте поможем чтобы дождик быстрее закончился собрать все капли в лужи./Дети работают на ковре, звучит спокойная музыка/. Дождик затихает, остались последние 10 капель, давайте считать: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1… -Перестали барабанить капельки дождя, выглянуло солнышко и расцвела на небе радуга: В небе радуга-дуга Замыкает берега, Расцветая все сильней, Чудо-краски светят в ней! Пусть ответит тот, кто знает, Или может сосчитать. Сколько красок в ней играет, Озирая моря гладь? (ответы детей) Радуга светит, цветы цветут, птички и бабочки летают вокруг, весело квадратику с котенком, стали они бегать, прыгать, веселиться, а когда пришло время возвращаться домой, они решили, что обязательно вернуться еще на эту полянку в лесу. -Понравилось вам у котенка в гостях? Давайте на память о нашей поездке с квадратиком сделаем картину и повесим ее в группе. /Воспитатель ставит подрамник, прикрепляет к нему квадратик и котенка, дети кре¬пят птичек, выполненных в технике "Оригами".
|