Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Формирование у детей образования второго порядка, учить самостоятельно составлять задачи на основе элементарных арифметических действий» |
Математика детям | |||
Автор: Бахлул Сайёра Сабировна, Аскарова Эмилия Рипсоновна | |||
27.10.2021 15:05 | |||
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Формирование у детей образования второго порядка, учить самостоятельно составлять задачи на основе элементарных арифметических действий» Тема: «Знакомство с образованием о числах второго десятка» Цель: активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности у детей. Задачи: «Познавательное развитие»:
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Методы и приемы:
Оборудование. Мультимедиа, карта групповой комнаты. Демонстрационный материал: цифры, счётные палочки; камушки, набор раздаточный на каждого ребёнка. Ход непосредственной образовательной деятельности: 1. Мотивация к учебной деятельности. На экране появляется Незнайка. Просит детей о помощи: Ребята, я с друзьями хочу отправится в математическое путешествие. Но для того, чтобы мне отправится вместе с моими друзьями, они мне предложили выполнить правильно задания и тогда возьмут меня с собой. Ребята, вы поможете мне их выполнить. Воспитатель: Поможем Незнайке? Дети: Поможем. Незнайка: Задания находятся в вашей группе. Все задания по порядку отмечены на карте, групповой комнаты которую я для вас приготовил. Будьте внимательны! На экране появляется карта группы с отмеченными цифрами заданиями. Воспитатель: Ребята, где находится 1 задание? Дети: в приёмной Проходят в приемную Дети выбирают карточки, называют цифру, изображенную на ней. Воспитатель предлагает выстроиться по порядку от 1 до 10. (дети считают, называя свои цифры) Воспитатель предлагает выстроиться от 10 до 1. (дети считают, называя свои цифры). Обратный счет. Воспитатель предлагает выйти ребенку с цифрой 6. И двоих детей с цифрами соседями числа шесть выйти и занять свои места рядом с цифрой. Воспитатель: Между какими цифрами находится цифра 6? Дети: между 5 и 7. Воспитатель: Справа от цифры 6 какая цифра находится? Дети: 7 Воспитатель: Слева от цифры 6 какая цифра находится? Дети: 5. Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. А теперь давайте вернёмся к нашей карте и посмотрим, где находится следующее задание. Воспитатель: Где находится следующее задание? Ответы детей. На ковре лежит мяч, а рядом задание «Наоборот» Игра проходит в кругу. В центре круга стоит педагог. Он произносит любое слово и бросает кому-либо из детей мяч. Ребенок должен сказать слово, противоположное по смыслу. Воспитатель говорит: «Вверх». Ребенок отвечает: «Вниз» (направо — налево, вперед — назад, далеко — близко, высоко — низко, над —под, внутри —снаружи, дальше —ближе). Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Двигаемся дальше? Следующее задание ждёт нас в спальне. (находят в полянке записку с вопросами) -Какое сейчас время года? -Сколько всего времен года? -Какой сейчас месяц? -Сколько всего дней в неделе? -Сколько рабочих дней в неделе? -Сколько выходных дней в неделе? -Какой цветок исполнял все желания девочки Жени? -Бывает круг с тремя углами? -Так здорово! Мы справились с этим заданием! Воспитатель: Ребята, у нас осталось последнее задание, давайте посмотрим на карту. Ответы детей. 2. Работа над новым материалом. В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 20. У воспитателя в руках 10 счётных палочек. Воспитатель. Ребята у меня в руках счётные палочки, предлагаю их пересчитать (дети вслед за воспитателем пересчитывают их). Воспитатель: Сколько здесь палочек? – уточняет воспитатель. Дети. Ответы детей. Воспитатель перевязывает палочки шнурочком. Показывает детям перевязанные палочки, говорит: Воспитатель: Это наш, — делает паузу: Как можно назвать эти десять палочек, собранных вместе? Дети. Ответы детей. Воспитатель ставит на доску две карточки с цифрами 1 и 0 близко друг к другу. Воспитатель. Ребята, а хотите, я вам расскажу одну интересную историю? «Когда-то давным-давно люди не говорили слово «десять». Они говорили – «дцать». (Показывает детям палочки, перевязанные шнурочком). Представим себе, что мы древние люди и это у нас, не десять, а… Дети. «Дцать». Воспитатель. Повторим это слово ещё раз. Воспитатель показывает детям камушек. Воспитатель. Сколько у меня камней? Дети. Ответы детей. Воспитатель. Смотрите, что я делаю. Я кладу один (камень) на дцать. Что получается? Один – на -дцать. Один — на — дцать. Какое слово вы слышите. Дети. Ответы детей. Воспитатель. У нас получилось новое число – одиннадцать. (Подходит к доске и у числа 10 убирает цифру 0 и на её место ставит цифру 1.) Воспитатель. Вот так изображается число одиннадцать. Воспитатель убирает камень. Воспитатель. У них, у древних, не оказалось под рукой ещё одного такого же камушка, но рядом были две палочки. (Воспитатель кладёт две палочки на перевязанный десяток.) Воспитатель. Вы видели, что я сделала? Я положила две на дцать. Две-на-дцать. Две-на-дцать. Что вы слышите? Дети. Ответы детей Воспитатель. Ребята, обратите внимание на число 11. Что надо сделать? – держа палец на стоящей справа цифре 1. У нас две-на-дцать. Что надо сделать? Дети. Ответы детей. Воспитатель. Что получилось? Дети. Ответы детей. Аналогичным образом, используя палочки, воспитатель демонстрирует образование чисел до 19 включительно. Перед детьми на доске число 19. Воспитатель берёт в руку ещё одну палочку (говорит: «Один») и на глазах у детей снимает по одной палочки, лежащие на перевязанном десятке, кладёт в ту же руку и пересчитывает их. Воспитатель. Ребята, пересчитываем вместе со мной. Сколько палочек? Дети. Ответы детей. Воспитатель. Или? Как раньше называли десять? Дети. Ответы детей. Воспитатель перевязывает и этот десяток шнурочком. Воспитатель. Сколько теперь у нас получилось «дцать»? Дети. Ответы детей. Воспитатель. Ребята, повторим ещё раз: «два дцать». Вместо цифр 1 и 9 выкладываются цифры 2 и 0. Воспитатель. Вот так обозначают число двадцать. 3. Физкультминутка В понедельник я купался, А во вторник рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал, А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. Воспитатель. Прошло время и люди стали всегда называть числа одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать независимо от того, что клали на «дцать» — палочки или камушки, или карандаши и тому подобное. Кто хочет, как «древние» люди попытаться посчитать до двадцати? Воспитатель. Вы молодцы! Спасибо вам! Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому так хорошо справились со всеми заданиями, которые были вам предложены Незнайкой. На экране появляется радостный Незнайка, благодарит всех деток за помощь и прощаясь предлагает ребятам игру «Гаражи», чтобы они играя закрепили новый материал. «Гаражи» Все дети группы изображают «машины», в руках у них карточки с номерами от 10 до 20. На каждой карточке — одно из чисел второго десятка. Воспитатель делает в разных местах группы «гаражи». На табличке у въезда в «гараж» написано, какие номера могут въезжать в него. Например, на одном «гараже» —10, 13, 15; на другом—11, 12, 16 и т.д. «Машины» ездят по «улицам», соблюдая правила уличного движения: едут только на зеленый свет, на красный — останавливаются ( «светофор» регулирует воспитатель). По сигналу воспитателя: «Машины в гараж», —все должны занять места в тех «гаражах», на которых написаны номера их «машин». Игра повторяется несколько раз. Воспитатель может менять «гаражи» местами.
|