Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике |
Математика детям | |||
Автор: Суворова Лидия Дмитриевна | |||
01.11.2014 18:57 | |||
Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике. Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование у них определенного запаса элементарных математических представлений, способствующих более успешной учебе в школе. Особое место в содержании этой работы занимают количественные представления. Но прежде, чем освоить счет, количество, сравнение предметов по количеству, дети должны научиться сопоставлять их по внешним, хорошо воспринимаемым, конкретным и наглядным признакам. Поэтому в программу обучения входят различные области математической действительности: величина и форма предметов, пространственная и временная ориентировка и, наконец, количество и счет. В результате такой работы дети учатся абстрагировать количество как особый признак, независимый ни от каких других. Необходимым компонентом математической подготовки детей к школе является наличие и полнота пространственных представлений. Недоразвитие пространственных ориентировок является одной из причин затрудненного овладения детьми навыками счета, чтения, письма, рисования, конструирования, овладения трудовыми навыками. Важную роль в том, насколько успешно дошкольники овладевают представлениями о пространстве, играют содержание и организация образовательного процесса. Чтобы работа по данному направлению была более целенаправленной, следует выделить характеристики или параметры пространства: вверху-внизу, справа-слева, впереди-сзади, вокруг, рядом, между, над-под, перед, за и др. Исходной в освоении ребенком пространственных направлений служит ориентировка в схеме собственного тела. Многие дети плохо различают правую и левую руки, плохо знают пространственное положение других частей тела, неуверенно владеют их словесными обозначениями. А это тормозит формирование других, более сложных видов пространственной ориентировки с точкой отсчета от себя и ориентировкой между предметами. Этапы пространственной ориентировки на себя, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в различные отношения. Особое значение имеет выбор дидактического материала. Развивающее воздействие на детей оказывают игры типа: «Путешествие по комнате», «Найди игрушку», «Угадай, что где находится», «Отгадай, кто где стоит», «Встань там, где я скажу» и др. Используются планы, схемы, рисунки, модели, таблицы с различным расположением предметов. Обучающая задача заключается в том, чтобы пространственный образ был целостным и включал в себя как двигательные, так и зрительные параметры, соединенные соответствующим словом. Своевременное и правильное соединение полученных представлений со словом является чрезвычайно важной задачей, т.к. представления, не закрепленные словом, оказываются расплывчатыми, приводят к смешению детьми параметров пространства. Важное место в работе отводится ориентировке в пространстве листа бумаги, в пространстве клетки, строчки. Значительную трудность у детей вызывают задания, содержащие два или более условия (например, в верхнем левом углу, внизу справа, слева у самого края и т.п.). Проводятся игры: «Художники», «Расскажи про свой узор», в которых используются геометрические фигуры. В системе занятий большое внимание уделяется выполнению детьми разнообразных графических упражнений. Этот вид заданий способствует лучшей ориентировке на листе бумаги, является первым шагом в долгом процессе подготовки детской руки к овладению письмом, в том числе и выполнению письменных заданий по математике. В развитии пространственных представлений, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют проводимые воспитателями прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, занятия по изобразительной деятельности, музыкальные занятия, различные режимные моменты, ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада. Поэтому в работе по формированию пространственных представлений требуется комплексный подход, реализация которого возможна лишь при четком взаимодействии педагогов, работающих с детьми и родителями детей группы. Сформированные пространственные ориентировки послужат фундаментом для развития пространственного мышления, помогут детям успешнее овладеть представлениями о расположении чисел и цифр в ряду, подготовят к умению сравнивать числа, к выполнению операций сложения и вычитания (например, число 3 стоит после числа 2; число 3 больше, чем число 2 на 1; число 3 стоит между числами 2 и 4), к решению задач на движение (навстречу, в разные стороны). Проводя работу по формированию пространственных представлений, следует помнить, что умение ориентироваться в пространстве является одним из условий социально-бытовой адаптации дошкольников и имеет для них жизненно-практическое значение в познании окружающей действительности. Литература. 1. «Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет». Книга для воспитателей и родителей (под редакцией Столяра А. А.). М., Просвещение, 1991. 2. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Михайлова З. А., М., Просвещение, 1985. 3. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». Соболева А. В., Ткачева В. В., Москва, 2000. 4. «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи». Калинченко А. В., М., 2005. 5. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР». Нищева Н. В., М., 2009.
|