Игра с песком как средство социально-личностного развития Просто сыграем, как делают дети Что “вне игры”, то для них - мишура, Это сладчайшее дело на свете – Общая наша игра! В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий.
Скачать презентацию
Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка. Давайте отложим на время все наши проблемы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищённо, где ему все близко и понятно. Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Присутствуя на индивидуальных занятиях у педагога- психолога, я заинтересовалась этой техникой, потому что я видела изменения в поведении своих детей. На детей песок действует как магнит, те дети которые были сильно перевозбуждены успокаиваются, у кого заниженная само –оценка благодаря песку поднимается, дети не умеющие выразить что-либо словами в песке проигрывают ту или иную ситуацию. Я пошла на курсы «песочная терапия» и решила эти знания использовать в своей работе. Я думала в каких областях можно применить элементы песочницы и поняла, что её можно использовать во всей образовательной деятельности; «Ознакомление с окружающим миром»,в коммуникативной деятельности, «формирование элементарных математ-ческих представлений», в продуктивной деятельности. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментиро- вать и работать самостоятельно. Во- вторы, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта» В- третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции(восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность , что в дальнейшем способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. В-пятых, песок, как и вода ,способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Условия работы с детьми 1 Согласие и желание ребёнка. 2 Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход проведению занятий. 3 У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка , кожных заболеваний и порезов на руках. Когда все эти условия выполнены можно приступать к работе в песочнице . Сегодня я хочу с вами поделиться своими результатами этой работы. Как и везде мы идём от простого к сложному опираясь на возраст ребёнка .Любая работа в песке начинается с того что мы приветствуем песок, здороваемся с ним ,в водится какой-либо персонаж ( это по выбору педагога и возраста детей) у нас это-«Мудрец». От его лица даётся детям задание или он приходит на помощь давая тот или иной совет ,подсказку .В игре «Оставь свой след» ребёнок знакомится со свойством сухого и мокрого песка. В игре «Чей след»ребёнок определяет какому животному принадлежит тот или иной след . В игре «Найди буквы» дети закрепляют название букв и её графический образ, затем из найденных букв дети составляют слова .Дидактических играх по математике решаются такие задачи как количественный и порядковый счёт , величина ,закрепляются цифры и их графический образ, ориентировка в пространстве и т.д.Дети с большими интересом проводят игры драматизация на песке по сказкам или организовывают сюжетно-ролевую игру ,выстраивая свой мир в котором события развиваются по их сценарию и по своим законом .В таких играх дети учатся общаться друг с другом ,находить компромисс ,уступать друг другу, понимать друг друга. Песочницу можно использовать непосредственно на занятии, а не только в индивидуальной работе. Рассмотрим занятия по развитию элементарных математических представлений .В гости к нам приходит «Мудрец» он с собой приносит хрустальный шар который наделяет всех детей «Волшебством» -добротой, дружбой, взаимопониманием ,умением общаться , выносливостью ,внимательностью и т.д. затем Мудрец рассказывает сказочную историю о заколдованной принцессе Овалии, которую злой волшебник Квадратиус превратил в цифру 2, а её страну разрушил. Принцесса станет сама собой только тогда, когда восстановят её страну. Мудрец сооб- щает детям, что у него есть план- схема этой страны. Дети рассматривают план- схему и с опорой на неё в песочнице восстанавливают страну. Заколдованная принцесса, загадав своё желание на волшебном кирпичики, превращается в принцессу Овалию. Мудрец обращает внимание детей на хрустальный шар, что в течении всего времени он помогал им, и в итоги сам очень устал, и ему нужна помощь. А помочь ему можно загадав, какое не будь важное и доброе желание. Затем Мудрец сообщает, что он приготовил ещё один сюрприз, он принёс карточки- открытки с цифрой 2, но чтобы она «ожила»- приобрела цвет дети должны раскрасить её с помощью цветного песка, и эту открытку они могут взять домой, чтобы она напоминала им о этой сказочной истории. Работая в песке, выполняя задание дети полностью погружаются в атмосферу песочницы. На протяжение всего времени у детей сохраняется интерес и вопрос о дисциплине не встаёт, дети собраны, внимательны и значительно быстрее усваивают данный материал. Как гласит китайская мудрость: «скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». Список литературы: * Сапожникова О.Б, Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2014-64с. * Федосеева М.А «Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». Волгоград: Учитель 2014-122с.
|