Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание». |
Математика детям | |||
Автор: Васильева Наталья Васильевна | |||
25.09.2016 21:53 | |||
Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание». Автор: Васильева Наталья Васильевна Воспитатель МАДОУ ЦРР Детский сад № 5 «Рябинка» ЯНАО г. Салехард «Кто ничего не изучает, Р.Сеф. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области «Познание», а также «интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей».
Под логико-математическим развитием дошкольников рекомендуется понимать «позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций» Одним из разделов образовательной области «Познание» является раздел «Формирование элементарных математических представлений». Базой для формирования и развития математических способностей детей является логическое мышление. Одной из наиболее актуальных и важных задач детского сада является подготовка детей к школе. Учителя хотели бы видеть своих будущих учеников не столько с количественным запасом знаний и умений, сколько детьми любознательными, умеющими наблюдать, последовательно и доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение, склонными к творчеству, экспериментированию, активной поисковой и познавательной деятельности. Одним из средств осуществления данной преемственности, обеспечивающей готовность к школьному обучению, является развитие начал логического мышления. Работая над темой «Развитие логического мышления посредством занимательной математики», целью которой является формирование и развитие математических способностей детей дошкольного возраста, я поставила следующие задачи:
Для решения поставленных задач обратилась к дополнительным материалам по математическому развитию. В настоящее время появились ряд вариативных программ, учебно-методических пособий и разработок планов-конспектов. Изучив литературу библиотеки программы (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) «Математика до школы» / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая /; «Логика и математика для дошкольников» /Е. А. Носова, Р.Л. Непомнящая /; курс математики «Игралочка» /Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова/; «Раз-ступенька, два-ступенька» /Л. Г. Петерсон, Н.П. Холина/; «Математика для дошкольников» Е.В. Колесниковой, пособия для родителей и педагогов А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, З.А. Михайловой и другие), я отметила для себя, что данные разработки отличаются новым подходом, как в содержании, так и в форме подачи материала. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. В связи с этим работу с детьми стала строить в увлекательной для дошкольников игровой форме:
Такой подход даёт возможность творчески отбирать материал в соответствии с материальным оснащением пед. процесса, количеством детей в группе, уровнем их подготовленности. Трудоёмкость заключается:
Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:
Использование наглядности обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время выполнения задания, служит основой для развития понятийного мышления. Активизирует детей, создаёт положительный эмоциональный настрой художественное слово, постановка задачи от имени какого – либо персонажа, построение занятия на занимательном сюжете. Проверить свои силы, применить знания на практике дети могут, участвуя в математических конкурсах, развлечениях, досугах. Такие мероприятия подтягивают детей, дают почувствовать значимость знаний. Развитие логического мышления ребёнка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. А источником их развития является чувственный опыт. Как отмечал К.Д. Ушинский: «Дитя мыслит образами, звуками, красками», а В.И. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Поэтому на каждом возрастном этапе я использую деятельностный подход в обучении. В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина). Малыши совершают действия во внешнем плане: прикладывают, накладывают предметы друг на друга, обводят пальцем. Я создаю такие ситуации, при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Например, к реке подъехала машина, ей надо переехать на другую сторону, а моста нет. Что делать? Дети предлагают построить мост. Приношу короткий мост. Они отмечают, что с такого моста машина упадёт в воду. Нужен другой мост, подлиннее. Приношу длинный мост. Выкладываю через реку оба моста. Дети сразу отмечают, что по длинному мосту машина сможет переправиться на другой берег. Сравнение двух мостов по длине путём приложения помогает сделать вывод: один мост короче, другой длиннее. Так с помощью, поставленной перед детьми игровой задачи, можно показать важность учёта длины в различных ситуациях. Именно от практического сравнения величины предметов идёт путь малыша к познанию количественных отношений «больше — меньше», «равенство — неравенство». Соотнесение величины предметов – это переход от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому. Через активную практическую деятельность с различными предметами малыш овладевает понятиями: «сходство», «соответствие». У них формируется не только различие формы, цвета, величины, но и классификация и упорядочивание по данным свойствам. Появляется умение рассуждать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи ( «Кубик не катится, углы мешают»; «Ты не правильно положил пуговичку. Здесь белые лежат, а эта чёрная»). Уже к старшему дошкольному возрасту у детей начинают складываться элементы логического мышления. Чтобы ребёнок мог успешно решать задачи в плане представления, а затем словесного рассуждения, необходимо целенаправленно обучать его приёмам логического мышления. Так как при выполнении задания внимание дошкольника обычно направленно на конечную цель, в меньшей степени – на способы её выполнения. Наиболее полно проследить этапы обучения приёмам логического мышления (сравнение, анализ, обобщение). Познакомившись с задачей, дети начинают поиск пути её решения. Усвоив способы поиска, дети самостоятельно применяют их при решении аналогичных задач, придумывают свои варианты. Для развития логического мышления, познавательного интереса, творческого проявления большое значение имеет создание предметно – развивающей среды. Это – центр занимательной математики. В пользовании у детей счётные палочки и палочки Кюизенера, «Дары Фребеля», логические блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», головоломки ( «Танграм», «Пифагор», «Листик», «Волшебный круг»), логические фигуры и настольно – печатные игры математического содержания ( «Уголки», «Форма и цвет», «Считай-ка» и другие), логические задачи и лабиринты, конструкторы и мозаики. Прежде, чем внести игру в уголок, внимательно рассматриваю с детьми, из чего она состоит, знакомлю с правилами игры, общими способами действий. Предусматриваю период «свободной» игры, что бы дети в самостоятельной, практической деятельности осознали качественные свойства деталей, отношения между ними. Игры в уголке имеют разную степень сложности. Ведь дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. В свободной деятельности ребёнок располагает временем для освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры и так далее. Я учитываю, что интеллектуальное путешествие будет ещё более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить, что воспитатель должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным ошибаться, и, во-вторых, не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим. Совершенствование работы по математическому развитию детей, развитию логического мышления предполагает поиск путей во взаимосвязи детского сада и семьи, поскольку и цель – всестороннее развитие ребёнка и подготовка его к школе – у нас единая. Формы, которые я использую в работе по данной теме, разнообразны:
Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу повышает педагогическую культуру родителей, обогащает совместный семейный досуг, развивает познавательный интерес детей. Использование в своей деятельности игрового занимательного математического материала помогло мне достичь следующих результатов в работе:
Вывод: Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе. Литература
|