Г.В.Ломага Учитель-логопед высшей категории МБДОУ №19, руководитель городского методического объединения воспитателей ДОУ компенсирующего вида; г. Южно-Сахалинск; закончила в 1998г. Южно-Сахалинский государственный педагогический институт; Занятия по преодолению речевых нарушений строятся по определенной системе, учитывающей характер и степень выраженности дефекта с обязательным учетом индивидуальных особенностей учащегося. Основная задача работы – это формирование мыслительных операций над словом как единицей речи, развитие внимательного отношения к процессу «говорения». Можно выделить два основных направления работы: развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) и коррекция нарушений письменной речи. Во многом эта работа носит пропедевтический, предупреждающий, характер. К примеру, до начала изучения в рамках программы по родному языку частей речи, мы пытаемся научиться различать их, что называется, в потоке речи, т.е. на практическом уровне.
Скачать полный конспект
Я хочу представить конспект логопедического занятия. Цель: познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; продолжать работу над просодическими компонентами речи; уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»; вспомнить обобщающие понятия; начать знакомить детей со слоговой структурой слова; развивать слуховое внимание, мышление, память слуховую и зрительную, обоняние. Оборудование: речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов (большие и маленькие), игрушечная кастрюля, фрукты, карточки с эмоциями (большие и маленькие), аромалампа с маслом апельсина или лимона, карточки с цифрами, кукла, чаша для фруктов, доска, карточки для выработки интонации. Ход занятия: 1.Организационный момент. (Стоя). Приветствие: Логопед: Слушайте внимательней и повторяйте за мной. Доброе утро! Птицы и звери! Добрые люди, вставайте с постели, Вся темнота расползлась по углам, Солнце встает и идет по домам. Доброе утро и солнцу, и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам!
-Улыбнитесь мне и друг-другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково.
2.Объявление темы и цели занятия. Л.: -Сегодня мы с вами познакомимся с домиком Язычка и еще поговорим вот о чем. А о чем- отгадайте . Сядет тот, кто отгадает загадки: *Этот желтый плод растет Там, где лето круглый год. Он- как краешек луны. Все вы знать его должны! БАНАН
*В саду растет, вкусна, как мед; Сорви и скушай, А зовется…ГРУШЕЙ.
*Лишь на юге созревает, На бахче под небом чистым, А потом нас угощает Сладким ломтиком душистым. ДЫНЯ
*Круглое, румяное С дерева упало, Детям в рот попало. ЯБЛОКО
*Варенье солнечно, как юг, На пирожки с повидлом- спрос. В сушеном виде он –урюк, А в натуральном- АБРИКОС.
- Как, все ,что вы назвали, называется одним словом? (Фрукты) -Вот сегодня поговорим и о них. (Садятся)
3.Лексико-грамматическое упражнение «КОМПОТ».
Дети на базар ходили, Много фруктов там купили. Папа их потом спросил: «Кто какой компот сварил?»
Л. – В этой кастрюле лежат фрукты .Вы будете подходить по очереди к столу , с закрытыми глазами вынимать фрукты и угадывать какой фрукт вы взяли. А потом скажите ,какой компот можно сварить из вашего фрукта.(Отвечают полным ответом : « Я сварил грушевый компот».) - А теперь давайте сварим компот из 2-х фруктов (Показывает эти фрукты логопед) (Грушево - яблочный).
4.Пальчиковая гимнастика.
Игра с пальчиками(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; При этом ладони не касаются друг друга).
На базар ходили мы, Мизинцы Много груш там и хурмы, Безымянные Есть лимоны, апельсины, Средние Дыни, сливы, мандарины, Указательные Но купили мы арбуз- Большие Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.
5. Артикуляционная гимнастика.
(Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее -на выбор).
Л.: -Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. Он живет в домике. Этот домик-ротик. В нем живут звуки. Скажите ,сколько этажей в домике? Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их речевой палочкой и потрогайте своим язычком. На первом этаже живут гласные звуки: А О У Ы Э И.Назовите их еще раз. Там же живет семейка свистящих звуков С З Сь Зь Ц –повторите их. Второй этаж- это верхние зубы- покажите их палочкой. Здесь тоже живет много звуков. Некоторые из них любят шипеть и называются шипящими: Ш Ж Ч Щ.Еще есть звуки, которые любят петь звонкие песни –сонорные звуки-Л Ль Р Рь. Звуки Л Р с твердым характером; Ль Рь – с мягким. Назовем их. На втором этаже еще живут и другие звуки, но с ними мы познакомимся на других занятиях. Вот какой он домик звуков. А хозяин этого домика…Язычок. Немного позже я вам расскажу Сказку Об Язычке. А пока …поиграем.
6.Динамическая пауза. Игра на внимание «Апельсин, яблоко, банан». Л.:- Когда называю фрукты делаем такие движения :АПЕЛЬСИН –большой палец соединяется в кольцо с указательным; ЯБЛОКО- кулак; БАНАН – ладонь руки раскрыта. (Можно путать детей- говорить слива, а показывать банан).
7. Лексико –грамматическое упражнение по теме «Фрукты».
Упражнения «Фрукты для куклы». Л.: К нам пришла в гости кукла Лена. Давайте угостим ее фруктами. Для этого их нужно назвать ласково.(Логопед показывает детям картинки, а те по очереди называют их ласково и складывают в чашу (муляжи фруктов).) Полный ответ: «Я угощу куклу яблочком» и т.д.
Игра «Что спрятала кукла?» Л.: - Посмотрите на картинки. Кукла хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закройте глазки, кукла уберет одну картинку. А вы скажите какую картинку она спрятала.
Игра «Посчитай». Л.: -Помогите кукле посчитать фрукты.(Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1-5 и просит составить ответ по образцу (Пять груш)).
Игра «Продолжайте». Л.: -Кукла решила сравнить фрукты между собой. Помогите ей. Закончите предложения. Яблоко большое, а ананас…БОЛЬШЕ. Апельсин кислый, а лимон КИСЛЕЕ. Груша сочная, а мандарин СОЧНЕЕ.
8.Артикуляционная гимнастика.
Л.: - Жил-был Язычок. проснулся он рано утром. Открыл ОКОШКО. Посмотрел НАЛЕВО, НАПРАВО, ВНИЗ- нет ли луж, ВВЕРХ- есть ли солнышко. Закрыл ОКОШКО -жарко стало: ААА…Открыл снова -холодно стало: ДДД…Побежал язычок в ванную. Открыл дверь- заскрипела дверь ИИИ… «Надо дверь смазать»,-подумал Язычок. Открыл воду .Полилась сначала горячая вода ШШШ. Язычок отдернул руки «Ой!» Включил холодную воду. Горячая вода соединилась с холодной и водичка стала теплой ССС…Наконец он начал чистить зубы. Сначала верхние, затем нижние (ЧИСТИМ ЗУБЫ).Почистил зубы ,закрыл скрипучую дверь ИИИ…И побежал на кухню печь блины. Начал тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ(губами), ТЯ-ТЯ-ТЯ (зубами).Посмотрим готово ли тесто?(ватной палочкой проверить «покалывая» язычок).Нет, не готово. Снова месим тесто и проверяем. Готово! Испек Язычок БЛИНЫ. Съел их с ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ., запил молоком из ЧАШЕЧКИ.Посмотрел на ЧАСЫ.И решил пойти погулять.Во дворе стояла КАЧЕЛЯ. Покачался он на ней и отправился дальше.Что случилось дальше вы узнаете на следующем занятии.
9.Физминутка «Мы делили апельсин» (Встать со стульчиков. Выполнять соответствующие движения) Мы делили апельсин Много нас, а он один
10. Работа над просодикой и дыханием.
Упражнение «Назови фрукт ласково» Познакомить детей с картинками-символами разных эмоций :Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом- удивлением. Затем предложить детям произнести фрукты на картинках с соответствующей интонацией.
Упражнение на развитие дыхания и обоняния. Л.: -Ребята, вдохните через нос воздух с закрытыми глазами и скажите каким фруктом пахнет в нашей комнате? (Апельсин или лимон- использование аромолампы с соответсвтующими эфирными маслами)
Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха) Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки и изображением гласных звуков и их «песенок».Дети должны воспроизвести соответсвующую песенку.
|