Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум как одна из форм конструктивного взаимодействия учителя-логопеда с семьей.
Логопедия
Автор: Лунева Ольга   
17.01.2014 05:54

Семинар-практикум как одна из форм конструктивного  взаимодействия учителя-логопеда с семьей.Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется поделиться с вами опытом работы с родителями по речевому развитию детей дошкольного возраста.
За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи   отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих речевыми нарушениями. В связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер.  Следовательно, встает вопрос: как в кратчайшие сроки и наиболее эффективно помочь таким детям?     
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда.
Успех в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

Скачать презентацию к проекту

Конструктивное взаимодействие логопеда  с родителями выступает качественно новым уровнем профессионального взаимодействия, осознаваемого  как ценность и как совместная педагогическая деятельность по воспитанию детей, в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно  показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.
Поэтому учителю-логопеду важно создать такую систему взаимодействия с семьей, при которой  возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, а также коррекции нарушений речи.
Логопед должен  помочь родителям правильно организовать коррекционную  работу, осознать роль семьи  в процессе обучения  ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения.
Работая на логопедической группе, я в своей деятельности придерживаюсь определенной системы в работе с родителями, которая уже сложилась в дошкольных учреждениях  и включает в себя традиционные и нетрадиционные  формы:
•    родительские собрания;
•    консультации;
•    открытые занятия;
•    беседы;
•    опросы, тестирование, анкетирование;
•    информационные выставки;
•    семинары – практикумы и т. д.;
Из опыта работы видно, что наиболее эффективной  и интересной формой  взаимодействия логопеда с родителями является семинар-практикум.
Семинар-практикум – это вид занятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний. Данная форма работы предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом.
Выбирая тему семинара-практикума, я провела  опрос среди родителей своей группы, с целью выяснить, какие задания для детей, которые я предлагаю выполнять дома для них более трудные или незнакомые. Таким образом, я выяснила, что одни родители не знают что такое «мелкая моторика»,  не придают значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для её дальнейшего совершенствования; другие же слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику знают далеко не все. Поэтому я поставила себе цель – повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей с  речевыми нарушениями, и определила  задачи: рассказать, объяснить, научить, т.е. поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать, завлечь и даже заинтриговать родителей.
В план семинара-практикума для родителей средней группы я включила не только теоретический материал, но и практические задания.
- Консультацию «Значение  мелкой моторики  для  детей, имеющих нарушения речи »;
-Показ приемов развития мелкой моторики у  детей;
- Обучение родителей практическим приемам развития мелкой моторики;
- Выставка методической литературы и дидактических пособий.
Основные задачи семинара, которые я перед собой поставила это: -  сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений  у детей;
-  показать родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- упражнять родителей в умении самостоятельно изготавливать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Известно, что проведение работы с родителями в любой форме требует большой предварительной работы. Перед проведением данного семинара я провела анкетирование  и индивидуальные беседы с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
-  подобрала пособия, игры, методическую литературу по теме;
- оформила  наглядные материалы и изготовила пособия, способствующие развитию мелкой моторики;
- разработала практические рекомендации для родителей в виде буклетов.
В начале семинара-практикума  я рассказала родителям о том, что такое мелкая моторика,  каково ее значение в психическом и речевом развитии.
Далее я познакомила родителей с приемами развития мелкой моторики. Используя мультимедийную презентацию, в которую включила фотографии детей,  родителям было показано, как проходят логопедические занятия  детском саду, какой материал используется.
Родители узнали о том,  какую роль играет пальчиковая гимнастика в развитии ребенка и  ознакомились с разновидностями пальчиковых игр.  Известно, что развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  массаж. Мною были показаны некоторые виды самомассажа.
Далее  продемонстрировала различные игры с конструктором, мозаикой, вкладышами, шнуровкой которые использую в своей работе. Я рассказала родителям, что можно применять игры и пособия для развития мелкой моторики  не только купленные в магазине, но изготовить такие игры своими руками в домашних условиях  из подручного материала.
В практической части семинара я предложила родителям самим изготовить пособия для развития мелкой моторики из бросового материала ( «Лесная полянка», «Сухой бассейн», « Разноцветный браслетик»). Родители ознакомились  с алгоритмами выполнения данных пособий. В ходе применения данных пособий я обратила внимание родителей на то, что взрослым легко выполнять упражнения, а у детей возникают трудности в силу недостаточного развития  кистей и пальцев рук.
В ходе семинара была организована выставка методической литературы и дидактических пособий по развитию мелкой моторики, которые я использую в своей работе.
По окончанию семинара-практикума родителям были предложены брошюры  «Приемы развития мелкой моторики». В брошюры  я  включила некоторые виды пальчиковой гимнастики и представила пособия, способствующие развитию мелкой моторики  у  детей, которые можно использовать не только в саду, но и дома.     
Таким образом, во взаимодействии детского сада с семьей важно использовать современные и эффективные формы. Такая форма, как семинар-практикум, дает возможность показать родителям важность и правильность выполнения  игр и  упражнений в увлекательной форме. В ходе данного семинара-практикума родители познакомились с  приемами развития мелкой моторики. Осуществление данной работы помогло  заинтересовать и повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики как одного из направлений в  развитии речи  через использование показанных приемов. По отзывам родителей, они приобрели практический опыт по развитию  мелкой моторики  детей. У родителей возник интерес и стремление к совместной деятельности, они стали чаще стали задавать  вопросы, касающиеся  развития  речи  детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год