Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется поделиться с вами опытом работы с родителями по речевому развитию детей дошкольного возраста. За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих речевыми нарушениями. В связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Следовательно, встает вопрос: как в кратчайшие сроки и наиболее эффективно помочь таким детям? Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда. Успех в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Скачать презентацию к проекту
Конструктивное взаимодействие логопеда с родителями выступает качественно новым уровнем профессионального взаимодействия, осознаваемого как ценность и как совместная педагогическая деятельность по воспитанию детей, в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Поэтому учителю-логопеду важно создать такую систему взаимодействия с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, а также коррекции нарушений речи. Логопед должен помочь родителям правильно организовать коррекционную работу, осознать роль семьи в процессе обучения ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Работая на логопедической группе, я в своей деятельности придерживаюсь определенной системы в работе с родителями, которая уже сложилась в дошкольных учреждениях и включает в себя традиционные и нетрадиционные формы: • родительские собрания; • консультации; • открытые занятия; • беседы; • опросы, тестирование, анкетирование; • информационные выставки; • семинары – практикумы и т. д.; Из опыта работы видно, что наиболее эффективной и интересной формой взаимодействия логопеда с родителями является семинар-практикум. Семинар-практикум – это вид занятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний. Данная форма работы предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом. Выбирая тему семинара-практикума, я провела опрос среди родителей своей группы, с целью выяснить, какие задания для детей, которые я предлагаю выполнять дома для них более трудные или незнакомые. Таким образом, я выяснила, что одни родители не знают что такое «мелкая моторика», не придают значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для её дальнейшего совершенствования; другие же слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику знают далеко не все. Поэтому я поставила себе цель – повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями, и определила задачи: рассказать, объяснить, научить, т.е. поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать, завлечь и даже заинтриговать родителей. В план семинара-практикума для родителей средней группы я включила не только теоретический материал, но и практические задания. - Консультацию «Значение мелкой моторики для детей, имеющих нарушения речи »; -Показ приемов развития мелкой моторики у детей; - Обучение родителей практическим приемам развития мелкой моторики; - Выставка методической литературы и дидактических пособий. Основные задачи семинара, которые я перед собой поставила это: - сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей; - показать родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук; - упражнять родителей в умении самостоятельно изготавливать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Известно, что проведение работы с родителями в любой форме требует большой предварительной работы. Перед проведением данного семинара я провела анкетирование и индивидуальные беседы с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме; - подобрала пособия, игры, методическую литературу по теме; - оформила наглядные материалы и изготовила пособия, способствующие развитию мелкой моторики; - разработала практические рекомендации для родителей в виде буклетов. В начале семинара-практикума я рассказала родителям о том, что такое мелкая моторика, каково ее значение в психическом и речевом развитии. Далее я познакомила родителей с приемами развития мелкой моторики. Используя мультимедийную презентацию, в которую включила фотографии детей, родителям было показано, как проходят логопедические занятия детском саду, какой материал используется. Родители узнали о том, какую роль играет пальчиковая гимнастика в развитии ребенка и ознакомились с разновидностями пальчиковых игр. Известно, что развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но массаж. Мною были показаны некоторые виды самомассажа. Далее продемонстрировала различные игры с конструктором, мозаикой, вкладышами, шнуровкой которые использую в своей работе. Я рассказала родителям, что можно применять игры и пособия для развития мелкой моторики не только купленные в магазине, но изготовить такие игры своими руками в домашних условиях из подручного материала. В практической части семинара я предложила родителям самим изготовить пособия для развития мелкой моторики из бросового материала ( «Лесная полянка», «Сухой бассейн», « Разноцветный браслетик»). Родители ознакомились с алгоритмами выполнения данных пособий. В ходе применения данных пособий я обратила внимание родителей на то, что взрослым легко выполнять упражнения, а у детей возникают трудности в силу недостаточного развития кистей и пальцев рук. В ходе семинара была организована выставка методической литературы и дидактических пособий по развитию мелкой моторики, которые я использую в своей работе. По окончанию семинара-практикума родителям были предложены брошюры «Приемы развития мелкой моторики». В брошюры я включила некоторые виды пальчиковой гимнастики и представила пособия, способствующие развитию мелкой моторики у детей, которые можно использовать не только в саду, но и дома. Таким образом, во взаимодействии детского сада с семьей важно использовать современные и эффективные формы. Такая форма, как семинар-практикум, дает возможность показать родителям важность и правильность выполнения игр и упражнений в увлекательной форме. В ходе данного семинара-практикума родители познакомились с приемами развития мелкой моторики. Осуществление данной работы помогло заинтересовать и повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики как одного из направлений в развитии речи через использование показанных приемов. По отзывам родителей, они приобрели практический опыт по развитию мелкой моторики детей. У родителей возник интерес и стремление к совместной деятельности, они стали чаще стали задавать вопросы, касающиеся развития речи детей.
|