Тема занятия в старшей логопедической группе детского сада: "Перелетные птицы. Употребление предлогов В-НА в предложном и винительном падежах". Цель: развивать лексико-грамматические средства речи. Речевые задачи: 1.Расширять и активизировать словарь по данной теме. 2.Вырабатывать умение использовать в речи существительные в предложном и винительном падежах с предлогами В-НА. 3. Строить короткое высказывание по предметной картинке. Познавательные задачи: 1. Закреплять представления детей по изученной теме «Зимующие птицы». 2.Формировать представления детей по теме «Перелётные птицы».
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по изученным темам, музыкальная запись птичьих голосов, фланелеграф, силуэты птицы, ветки, скворечника, крыши дома. Ход занятия. 1.Организационный момент: Логопед предлагает детям приготовиться внимательно послушать и сказать, что они услышали. (Включается запись птичьих голосов. Дети говорят, что это поют птицы). 2. Повторение пройденного материала: Логопед показывает детям предметные картинки с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица) и просит назвать каждую, затем вспомнить, как можно назвать их одним словом. Повторяется толкование слова «зимующие», выученное на прошлых занятиях. Логопед предлагает изобразить звуки, издаваемые этими птицами (кар-кар, чив-чив, синь-синь), а затем просит рассказать по каждой картинке по образцу: это ворона, она каркает; это воробей, он чирикает; это синица, она синькает. 3.Знакомство с темой «Перелетные птицы». Логопед предлагает проверить, кто помнит, с чего началось занятие. (Дети слушали пение птиц). Кому понравилось слушать пение птиц? Кто хочет увидеть этих птиц и узнать их названия? Логопед предъявляет поочередно предметные картинки с изображением соловья, жаворонка, скворца, называя их и рассказывая о каждой: Это скворец. Он прилетает к нам ранней весной, когда снег еще не растаял. Люди радуются прилёту скворцов и готовят для них специальные домики-скворечники. Это соловей. Он прилетает в наши края в конце весны, когда на деревьях ужу начали распускаться листочки. Это жаворонок. Его можно увидеть в наших краях в начале лета, когда становится совсем тепло и деревья покрыты зелеными листьями. (Каждый рассказ логопед сопровождает показом сюжетной картинки с временами года). Озвучивается вывод: птицы, пение которых мы сегодня слушали, живут у нас только в теплое время года, а на зиму перелетают в теплые края, поэтому соловей, жаворонок, скворец – перелётные птицы. Физминутка «Воробышек, чирикни!» Воробышки (все дети) встают в ряд, водящий стоит к ним спиной на расстоянии 4-5 шагов и говорит: воробышек, чирикни. Один из детей по указанию логопеда «чирикает», водящий угадывает воробышка. Тот становится водящим. 4. Работа с лексико-грамматическим материалом в контексте изучаемой темы. Логопед говорит, что сейчас мы будем встречать перелетных птиц. Они будут прилетать и садиться на разные предметы: это ветка, это крыша, это скворечник, это гнездо, это дерево. -Вот прилетел соловей (жаворонок, скворец). На что сел соловей (жаворонок, скворец)? (логопед перемещает фигурку птицы так, чтобы дети отвечали: на ветку, на крышу, на дерево) -Вот прилетел скворец. В чем поселится скворец? (в скворечнике) -Вот прилетел жаворонок. В чем поселится жаворонок? (в гнезде) Логопед предлагает представить, что в группу прилетела птичка. -На что она может сесть? (дети называют окружающие предметы, используя предлог НА и помещают фигурку птицы на названный предмет). -Если ей у нас понравится, в чём поселится птичка? (дети называют окружающие предметы, используя предлог В и помещают фигурку птицы внутрь названного предмета). Логопед контролирует правильность употребления форм слов в винительном и предложном падежах с предлогами В-НА и адекватность предложенных вариантов. Если ответ ребенка ошибочен по смыслу или грамматически, логопед предлагает детям подумать, как надо сказать правильно. 5. Подведение итогов. Логопед просит детей вспомнить, как называются птицы, о которых сегодня говорили, как назвать их одним словом, почему. Выясняется, что понравилось на занятии. Отмечаются успехи детей.
|