Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитие речи изучалось различными исследователями. Так, по мнению Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левиной и др. в устной речи детей более развитой оказывается функция номинации по сравнению с предиактивной фупкцией. Известно, что название действий (кроме слова дает) появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. У детей с общим недоразвитием течи слова- действия появляются намного позднее, чем у детей в норме. Принимая во внимание то, что в норме глагольный словарь составляет лишь ½ часть от слов существительных, следует сказать, что при нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал, по отношению к довольно обширному предметному словарю. В дошкольном возрасте ошибки проявляются в незнании, неточном знании и употреблении некоторых слов. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходное действие (строгать – чистить, вязать – плести и др.), либо заменяют действие названием предмета (открывать – дверь, играть – мяч), возможны случаи показа действия из-за незнания названия действия. Из-за ограниченного речевого запаса в измененной ситуации происходит неточный отбор слов. Например: Мать моет ребенка в корыте. Заменить глагол «моет» глаголом «купает» долго не удается.
Не всегда правильно дети с речевой патологией могу объяснить значение глагола. А.А Леонтьев высказал предположение о различной психологической природе усвоения существительных, глаголов и прилагательных. Поэтому и тенденция осознания значения слов различных частей принципиально различны. Так, при объяснении значения глагола дошкольники используют следующие способы: 1) объяснение через включение в контекст (ехать на машине); 2) синонимизация, то есть воспроизведение глаголов близких по семантике (идти – шагать, плыть – купаться); 3) толкование слова путем конкретизации действия (бегать – быстро шагать); 4) использование других грамматических форм (лезть – лезут); 5) случайные ответы (бежать – драться); 6) отказы. Преобладающим способом является включение в контекст. Дети с общим недоразвитие6м речи редко используют другие способы. При контекстуальном объяснение значения глагола интересно проследить в какой контекст включается исходный глагол. Преобладающим является воспроизведение объекта (нести – сумку, овощи, продукты). На втором месте по распространенности стоит добавление локатива (ехать – на дачу). Дети без нарушений речи часто воспроизводят способ действия (идти – пешком). У детей с общим недоразвитием речи такого рода объяснений не встречаются, что свидетельствует о недостаточной сформированности синтагматических связей, а так же валентности глагола. На основании изложенного материала, можно сделать следующие выводы о формировании глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. 1) глагольный словарь формируется значительно позже номинативного словаря; 2) основную часть лексики составляет номинативный словарь, по отношению к которому глагольный словарь значительно мал; 3) в глагольном словаре преобладают названия обиходно-бытовых действий, с которыми ребенок встречается ежедневно (ест, спит, пьет, лежит и др.); Таким образом, развитие словаря детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи имеют ряд общих закономерностей. Также отмечается сходство затруднений в усвоении глагольного словаря у детей указанных категорий. Однако у дошкольников с общим недоразвитием речи эти затруднения оказываются более стойкими, многообразными, и требуют своевременного выявления и специальной коррекционной работы по их преодолению.
|