Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по теме «Буквы Ц-Щ»
Логопедия
Автор: Ирина Юрьевна Лебедева   
05.12.2013 22:32

Конспект занятия по теме «Буквы Ц-Щ» Составил учитель-логопед МБДОУ д/с № 3 Ирина Юрьевна Лебедева
Россия, Красноярский край, г. Зеленогорск
Цель: Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с ОНР на основе различения букв «Ц-Щ»
Задачи:
1. продолжать формирование ЗПП, через работу с буквами схожими по оптическому признаку;
2.различать буквы «Ц-Щ» на основе конструктивной деятельности; через выкладывание букв из отдельных элементов;
3. развивать процессы анализа и синтеза на основе сравнения букв;
4. развивать  пространственную ориентировку на плоскости
4.развивать коммуникативные и нравственные качества, через умение работать в паре, оценивать работу другого ребенка;
5.развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы;
6. мотивировать детей к совместной деятельности
Оборудование: загадки, картинки цапля, щетка (слова c точкой),  буквы (Ц, Щ) на синем и зеленом фоне,  элементы букв, пластмассовые буквы и цветные сумочки, листы  с заданиями, цветные карандаши в карандашнице, картинки с предложениями, алфавит, указка, бабочка.
Ход занятия:
Организационный момент: обратить внимание на гостей
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, они хотят посмотреть, как вы готовитесь к школе.
-Послушайте мои задания:
-Влад, положи левую руку на правое плечо
-Что ты сделал?
-Влад, положи правую руку на нос, а левую руку на правое плечо.
-Что ты сделал?
-Катя, положи левую руку на левую щеку
-Что ты сделала?
-Катя, положи левую руку на левую щеку, а правую руку на грудь.
-Что ты сделала?
Задание:
-Я загадаю загадки, вот вам подсказки, догадайтесь какие 1-ые буквы съел Буквоед в словах-отгадках (карточки со словами на доске ниже картинок-загадок)
-Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка
Капнет с клюва капля
Кто же это? ...(цапля)
-Правильно, ребята, - это цапля (открываю картинку)
-Назовите 1-й звук в слове цапля… «Ц»
-Какую букву съел буквоед в слове цапля?
-Послушайте еще одну загадку:
-Капризные сандалии
Однажды мне сказали
Боимся мы щекотки
Сапожной строгой ….(щетки)
Верно - это щетка (открываю картинку)
-Назовите 1-ый звук в слове щетка… «Щ»
-Какую букву съел Буквоед в слове щетка?
Цель нашего занятия:
Вернуть буквы в слова цапля, щетка. Для этого нам надо: 
1.    научиться различать буквы «Ц, Щ»;
2.    поиграть с буквами;
3.    найти, вставить  и подчеркнуть буквы в словах предложений
Задание:
-Чтобы напечатать буквы в словах  «цапля-щётка», их надо сравнить:
-Давайте разберем, чем они отличаются?
-Катя, выходи к мольберту посчитай вертикальные элементы у буквы «Ц» (всего 2 элемента)
А ты, Влад, у буквы «Щ» (всего 3 элемента)
-У какой буквы больше вертикальных элементов и на сколько?
-Влад, какой горизонтальный элемент у буквы «Ц» по длине?
-Катя, а у буквы «Щ»?
-Чем похожи буквы? у букв «Ц-Щ» есть хвостик справа
Итог: запомните у буквы «Ц» 2 вертикальных элемента и хвостик справа, а у буквы «Щ» - 3 вертикальных элемента и тоже хвостик справа.
Игра с буквами:
-Ребята, перед вами две сумочки
-Откройте любую сумочку
Задание:
-Нащупайте правой рукой букву
-Катя, какую ты букву нащупала? (букву «Ц»)
- Проверь у нее 2 вертикальных элемента?
-А хвостик с правой стороны?
-Достань ее.
-Катя, в какой сумочке по цвету была буква «Ц»?
-Почему?
-Влад, ты какую букву нащупал? (букву «Щ»)
-Сколько у нее вертикальных элементов? (три)
-С какой стороны  хвостик?
-Достань букву «Щ»
-В какой сумочке по цвету была буква «Щ»?
-Почему?
Конструирование букв из отдельных элементов:
-А теперь вы будите маленькими конструкторами
-Положите перед собой вертикально синюю сумочку слева, а зеленую сумочку справа
-Возьмите элементы букв
Задание:
- Выложите на сумочках нужного цвета буквы, которые мы сегодня различаем
-Проверьте друг друга и сравните буквы с образцом на мольберте
-Сколько вертикальных элементов  у буквы, которую выложили на синей сумочке? С какой стороны у нее хвостик? Как она называется? «Ц»
-Назовите букву, которая имеет 3 вертикальных элемента, хвостик справа и лежит на зеленой сумочке!… «Щ»
Печатание букв на спине соседа
-Встаньте со своих стульев, задвиньте их под столы, чтобы они вам не мешали.
-Повернитесь налево
Задание:
-Влад, напиши буквы «Ц» или «Щ» на спине Кати.
-Спроси у нее какая это буква? Сколько вертикальных элементов у буквы?  С какой стороны находится хвостик у буквы?
-Поменяйтесь
-Катя, теперь ты напиши букву на спине Влада.
-Задай ему те же вопросы.
Задание на листах:
-Садитесь на свои места
Задание:
-Посмотрите на верхний ряд букв зачеркните нужным по цвету карандашом неправильные буквы, а правильные обведите кружком.
-Сколько правильных букв в верхнем ряду?
-Назовите их!
-С какой стороны хвостик у правильных букв?
-Сколько у них вертикальных элементов?
-Посмотрите на нижний ряд букв.
-Узнайте все правильные буквы.
-Обведите их  по точкам нужными по цвету карандашами…(будьте внимательными)
-Сколько всего правильных букв?
-Назовите их!
-Сколько букв, у которых два вертикальных элемента? (одна)
-Назовите ее!
-А три вертикальных элемента? (две)
-Назовите их!
Игра с алфавитом:
1.Встаньте со своих стульев, подойдите к алфавиту, сделайте шаг назад
Задание:
-Ответьте на вопросы полным предложением:
-На какую букву села бабочка? «Ц»
-Влад, посади бабочку на букву, которая находится над буквой «Ц»
-Это буква…
-Справа от буквы «Ц»
-Это буква…
-Под буквой «Ц»
-Это буква…
-Влад, отдай бабочку Кате!
-Катя, посади бабочку на букву, которая находится между буквами
-Это буква… 
-Слева от буквы «Щ»
-Это буква…
-Сверху от буквы «Щ»
-Это буква…
-Снизу от буквы «Щ»
-Это буква…
-Катя, дай мне бабочку!
_-Через какую букву, перелетела бабочка?
-Какую букву облетела бабочка?
Задание на листах
-Садитесь на свои места
Задание:
-Рассмотрите картинки
-Прочитайте предложение.
-Катя, подчеркни нужными по цвету карандашами буквы, которые мы сегодня различаем
(Пти-ца ще-бе-чет в са-ду.)
-Влад, а  ты напечатай нужными по цвету карандашами, пропущенные буквы
( . ип . ы да кле . и – вот дедушкины ве . и.)
-Обменяйтесь работами, прочитайте предложения, проверьте их, верните друг другу
-Влад, сколько букв с двумя вертикальными элементами в твоем предложении?
- А у тебя Катя?
-Каким карандашом работали? Почему?
-Катя, сколько букв с тремя элементами в твоем предложении?
-А у тебя Влад?
-Каким карандашом работали? Почему?
В свободное время раскрасьте цветными карандашами свои картинки, выучите предложения.
-Ребята, как вы считаете мы научились различать буквы «Ц – Щ»?
Значит, мы выполнили цель нашего занятия?
Ой, ребята, а слова «цапля-щетка» чуть не плачут, почему? (мы забыли в слова вернуть буквы)
-Впишите в слова буквы нужными по цвету карандашами! (отдать карточки со словами детям)
-Вот теперь мы точно выполнили  цель занятия!
-Скажите  «да», если вы согласны с тем, что мы сделали на занятии:
Буквы мы поразличали (да)                                      
С буквами мы поиграли (да)
В предложеньях подчеркнули (да)
И в слова мы их вернули (да)
Итог занятия:   
-Ребята, скажите вы будите путать буквы «Ц-Щ» на письме?
-Я уверенна, что на письме в школе вы будите писать эти буквы правильно!
-Влад-молодец! Катя-умница!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год