Постановка звука «Р» Цели: Постановка твёрдого звука «Р» Формирование сильной выдыхаемой воздушной струи. Развитие артикуляционной моторики для формирования умения поднимать кончик языка к альвиолам, умения вибрировать кончиком языка. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания и памяти. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование:зеркало, зонд с шариком на конце, зубная щётка, профиль артикуляции, стакан с водой, соломинка, мячик из синтепона, шарик из синтепона на ниточке, круглый карандаш, символы артикуляционной гимнастики, напальчники, спирт, вата. Вводная часть
Психологический настрой на занятие. Сегодня у нас в гостях клоун ,которого зовут Рома. Посмотри на клоуна , сколько у него шаров?(4). Каждый из них выражает разные эмоции. «Удивление»-сделай также. «Радость» «Огорчение» «Испуг» Основная часть. 1.Сообщение темы занятия. Клоун Рома пришёл сегодня к нам в гости ,чтобы научиться говорить звук «Р». Как мы Рому назовём ласково?(Ромочка) 2.Объяснение правильного произношения звука «Р», используя профиль артикуляции. Давай расскажем и покажем Роме ,как правильного говорить звук «Р». -Губы открыты -Между зубами щель. -Кончик языка поднимается вверх, он напряжён и вибрирует, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. -Голосовые связки работают, звонкий звук, согласный. 3.Подготовительная работа. 1.Массаж языка с помощью зубной щётки. 2. Артикуляционная гимнастика. -Давай научим Рому делать губами и язычком упражнения. Для губ «Лягушка» Чтобы нравиться лягушкам тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану и несколько не устану. Для языка «Качели» На качелях я качаюсь верх-вниз,верх-вниз. И всё выше поднимаюсь верх-вниз,верх-вниз. «Маляр» Красить потолок пора, пригласили маляра, челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем. «Чистим за верхними зубками» «Блинчик» «Чашечка» «Вкусное варенье» «Лошадка» Я лошадка серый бок по дорожке скок да скок. «Грибок» На лесной опушке где жила кукушка, вырос гриб волнушка-шляпка на макушке. «Пчёлка» Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком.Он поделится медком. Сильный вдох, произносим ДЗЗ-ДЗЗ «Жук» Жу ЖУ-ЖУ Жу ЖУ-ЖУ Я на ветке сижу звук Ж всё твержу. Звук «Ж» произносим, утрированно, без округления губ.Кончик языка перемещается к верхним резцам. 3.Пальчиковая гимнастика в сочитании с артикуляционной. «Весёлый дождик» Представь, что пошёл дождик. Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя-крупные,тёплые, падают на твою ладошку.Сначала медленно, а потом всё быстрее. Дождик капнул на ладошку-т-д-тд... Правой рукой изобрази падающие капли дождя. На цветок-т-д-тд Левой рукой изобрази цветок И на дорожку -т-д-т-д Из левой руки сделай дорожку Застучалпо крыше он-т-д-тд Изобрази левой рукой крышу дома И раздался частый звон-т-д-т-д Дождик пошёл сильнее. Играя, меняем руки,заучиваем стихотворение. 3.Упражнения для развития дыхания. -А теперь мы с Ромой поиграем в футбол. «Забей мяч в ворота» -забей гол плавной воздушной струёй -забей гол резкой отрывистой струёй -забей гол с лопаточки резкой воздушной струёй -забей голлопаточкой плавной воздушной струёй. Клоун Рома большой фокусник, он тебя научит делать три фокуса. «Покажи три фокуса» *держим шарик перед губами сделай трубочку из губ выдыхай плавно через вытянутые вперёд губы(шарик отлетает от губ). *Держим шарик перед губами Сделай лопаточку из языка Выдыхай плавно на шарик с лопаточки (удерживая под углом) *Держи шарик у носа Выдыхай резко на кончик языка(шарик красиво отлетает вверх) «Подуй на карандаш» Ребёнок дует на круглый карандаш,произнося ДЖ-ДЖ Дует ветер ,поддувает, карандашик он катает. 4.Постановка звука "Р" 1.способ Ставится фрикативный звук «Р» без вибрации от звука «Ж» при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперёд, к альвеолам +механическая помощ под язык вводится указательный палец,быстрыми движениями вправо-влево вызываются колебания языка(если не нарушены шипящие) 2.способ Постановка звука «Р» от звука «Д» +зонд 3.способ От слогового сочетания ЗЗЗА-в ходе многократного повторения слогов.ребёнок перемещает переднюю часть языка вверх и вперёд к альвеоламдо получения фрикативного «Р» с гласным «А»,после этого вводится зонд с шариком на конце, с его помощью проводется быстрые движения слева направо и справа налево. 5.Произнесение изолированного звука «Р» Клоун Рома едит на машине по дорожке.Говори РРРР и пальчиком води по дорожке. Итог Домашнее задание
|