Проведение и организация занятий по логопедической ритмике в МБДОУ № 238. Опираясь на опыт логопедической работы следует отметить , что у детей, имеющих тяжёлое нарушение речи и поступающих в специализированную логопедическую группу, часто имеется не только речевое нарушение, но и психомоторное. У них отмечается неутойчивое внимание,незначительный объём памяти, имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность пальцев рук. В этой связи одним из направлений коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР в группе компенсирующей направленности мы предлагаем логоритмическое занятие . Логоретмическое занятие так же, как логопедические, имеют разнообразные цели- расширение словаря, отработка грамматических форм, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными движениями . Логоритмические приёмы позваляют детям погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу для восприятия изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания учебного материала усваиваются быстрее, так как их подача сопроваждается разнообразными движениями под музыку, что позваляет активизировать разные виды памяти.. В специальной литературе многими авторами, рассмотрены задачи и направления логоритмической работы. После изучения литературы , мы при планировании логоритмических занятий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР придерживаемся двух основных направлений:
Первое направление; предусматривает развитие неречевых процессов. Совершенствование общей моторики, координации движений. Ориентации в пространстве, регуляция мышечного тонуса; развитие чувства, мызыкального темпа и ритма, певческих способностей, активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление: Развитие речи детей-логопатов и коррекция их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: развитие дыхания,голоса, выработку умеренного темпа речи и её интонационной и мимической моторики. Координацию речи с движением, воспитание правильного звукопризношения и фонематического слуха. Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Система логоритмических занятий была адаптирована для детей старшего дошкольного возраста , имеющих тяжёлые нарушения речи( алалия, ОНР 2-3 уровня, Нерезко выраженного ОНР. ОНР 3 уровня с МДР, стёртой формой дизартрии, ОНР с риналолией). В нашем детском саду занятие проводится фронтально 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 минут. Логоритмическое занятия в сетке недельного распределения занятий выносится на пятницу, так как они носят закрепляющий, обобщающий характер по заплонированной лексической теме и в этот день нет подгрупповых логопедических занятий. А также, исходя из распределения объёма и характера образовательных нагрузок, мы посчитали пятницу более приемлемым днем. Базой для проведения логоритмических занятий служат: традиционная утренняя гимнастика с элементами логоритмики, пластики. Подгрупповые логопедические занятия. Логопедические минутки воспитатель, на которых по заданию логопеда отрабатываются необходимые упражнения по заданной лексической теме. Музыкальные занятия. Физкультурные занятия. -Каждое занятие должно представлять тематическую и игровую целостность. Тематика и цели занятия должны соответствовать календарно-тематическому планированию и текущему этапу коррекционной логопедической работы Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются с какой либо ритмической основой: под музыку, под счёт или стихотворное на основе отраженно-сопряжённой формы речи речевое сопроваждение. Обязательно использовать в занятии схем,рисунков, предметов,игрушек,музыкальных инструментов. Разрабатывает занятие логопед, согласовывает с музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию. Проводят занятие логопед совместно с музыкальным руководителем, при необходимости с инструктором по физическому воспитанию, воспитателем. При подготовки логоритмических занятий следует исходить из необходимости правильного понимания их сути,назначения. Недопустима подмена логоритмическиз занятий музыкальными, логопедическими или физкультурными Для достижения наилучших результатов логоритмическое занятие строится с учётом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки
|