Дата проведения: 23.10.2014 Учитель – логопед: Тюленева Л. И. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах» Форма занятия: подгрупповая (старшая логопедическая группа) Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах; Задачи: 1. закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах; 2. продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление; 3.Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи. Оборудование: Мишка Топтышка, зеркала, звуковая дорожка, корзинки для закрепления звука, шишки.
Cкачать конспект
Ход логопедического занятия 1. Организационный момент. Ребята , поздоровайтесь у нас сегодня гости.
(Залетает воздушный шар, а на нем письмо) - А что это такое у нас красивое летит. Давайте посмотрим. Это письмо. Давайте, его прочитаем. «Здравствуйте ребята, я Мишка Топтышка, приглашаю вас в гости в лес, познакомиться и поиграть в разные игры, буду очень рад встрече с вами » Ну, что ребята, мы примем приглашение? (Да) 2. Артикуляционная гимнастика. А вот и первое задание, которое приготовил Мишка Топтышка. Давайте, выполним следующие артикуляционные упражнения. Приготовьте зеркала, поставьте перед собой и слушайте внимательно: «Лопатка» «Иголочка» - чередовать, «Чашечка», «Лакательные движения языка», «Вкусное варенье». 3. Упражнение на развитие воздушной струи.
- Вот мы и у дверей Мишиново дома, откроем двери? (Да). Для этого нужно сделать следующее упражнение. Упр. «Двери открываются» Вытянуть губы вперед «рупором», язык в виде ковшика поднять за верхние зубы и длительно произнести ш –ш –ш. При этом руками изображать открывающиеся и закрывающиеся двери. – Вот и двери открылись. Мишка Топтышка нас встречает, приглашает нас в дом зайти. – Присаживайтесь, ребята. 4. Сообщение темы. – Ребята, какие звуки повторяются в словах: Мишка Топтышка . Верно, это звук [ш]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш]. 5. Анализ артикуляции. - Давайте вспомним. Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? Губы выдвигаются вперед, они похожи на бублик. - А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык поднимается к небу, за верхние зубы. - Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте
6 .Закрепление изолированного звука [ш]. - Это кто у нас шипит, ребята? Вот и еще один из лесных жителей – маленький уж. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…» - Какие молодцы! 7. Автоматизация в слогах и в словах. – Приготовьте ладошки. Нужно хлопнуть, если услышите звук «ш»: ш, п, т, к, ш, ф, ж, ш; ша, по, то, ку, шу, фа, жа, ша; - Мишка Топтышка, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у мишки: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа. 8. Воспроизведение прямых и обратных слогов. Игра «Рифмы». А наш мишка ловко сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается и повторите: (дети четко проговаривают рифмы со звуком [ш]) Ша-ша-ша- мама моет малыша. Шу-шу-шу — я письмо пишу. Ши-ши-ши – на поляне малыши. Аш-аш-аш- дайте карандаш. Ош-ош-ош- у меня нож. Уш-уш-уш- теплый душ. Иш-иш-иш- у меня малыш. Ошка-ошка- на окошке кошка. Ишка-ишка маленькая мышка. 8. Физминутка. - Мишка Топтышка приглашает нас в глубь леса за шишками, возьмите в руки «руль», медленно вращая его, припевая (обходим домик): Завели машину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш! Накачали шину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш! Улыбнулись веселей, И поехали скорей! (повторить 2-3 раза). 9. Определение звука [ш] в слове. Мишка по лесу ходил, Мишка шишки собирал. Вдруг поднялся сильный ветер и все шишки разбросал. Давай поможем Мишке Топтышке собрать шишки в корзину и определить место звука [ш] в слове. (Возьмите шишку, назовите, что изображено на картинке, и определите место звука [ш], в начале или в конце слова и положить шишку в нужную карзину).
10. Игра «4-йлишний». Какие молодцы, все шишки собрали. А Мишка Топтышка озорной новое задание нам придумал. Отчетливо проговаривайте лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка). 11. Загадки на определение звука (Ш) в слове. Зелены мы, как трава, наша песенка: «КВА-КВА!» (лягушка). Длинный хвост, а сама крошка, боится очень кошки (мышь). Мохнатенькая усатенькая, ест, пьёт и песенки поёт (кошка). Два брюшка, четыре ушка (подушка). На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков (шахматы). Черна, а не земля, Пушиста, а не снег, Греет, а не печка (шуба). – Подумайте, что общего в этих словах отгадках. – Я произнесу их еще раз. – Какой звук встречается в этих словах? (есть звук [Ш]) 12. Итог занятия. – Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Вы были внимательны, активны, старались четко и правильно произносить звук [ш]. И Мишка хочет подарить вам шары, чтобы вы не забывали как правильно произносить звук [ш].
|