Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов». Цель: закрепить навыки звукового анализа и синтеза у учащегося. Задачи: Коррекционные: 1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза. 2. Определять место звуков и букв в слогах, словах. 3. Закреплять знания о гласных и согласных звуках. 4. Формировать фонематический анализ, синтез, представления. Развивающие: 1. Развивать логического мышления; 2. Развивать внимание, зрительное восприятие. Воспитательные: 1. Воспитывать самоконтроль. 2. Воспитывать желание активно работать на занятии.
Скачать конспект
Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметные картинки; карточки с заданиями, тетрадь, ручка, карандаш.
Ход занятия. • Организационный момент. 1. Развитие логического мышления: Логопед: «Послушай загадки, отгадай их». Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый ...... (Мухомор). Стеклянный домик на окне С прозрачною водой, С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой. (Аквариум). Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник). И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом .... (Картошка). Логопед: «Запиши отгадки, построив из них цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с той буквы, на которую заканчивается предыдущее» (подсказка: начни со слова «чайник») (чайник – картошка – аквариум – мухомор).
2. Звуковой анализ записанных по цепочке слов. Логопед: «На доске звуковая схема одного из слов. Посмотри внимательно и скажи, к какому слову эта схема подходит? ( ) – аквариум. Объясни.
3. Сформулировать тему занятия.
• Основная часть. 1. Знакомство с героем занятия. Логопед: «Отгадай, имя героя занятие по первым буквам слов – названий картинок. Картинки: собака, облако, ветер, арбуз» (СОВА). (На столе картинка совы). Логопед: «Из какой сказки, мультфильма эта учёная СОВА?» (Винни-Пух).
2. Закрепление знаний о гласных звуках и буквах. Логопед: «Пока сова летела к нам в гости, из слов, которые она несла, выпали гласные буквы А. О. У. И., помоги вернуть их на место» (работа по карточке № 1). К…ШК… КН… ПЛ…Т… К…Н… Л…Н… П… ...К СТ… Л С…Х…Р Б…Р...Б…Н
3. Дифференциация звуков и букв в словах. Логопед: «Теперь учёная СОВА хочет проверить, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах (уточнить разницу между звуком и буквой). Подпиши под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии. (Работа по карточке № 2. Картинки: дождь, улитка, ёж, орехи, фасоль, юла, пень, морковь).
4. Развитие фонематических представлений. Логопед: «Соедини слово с его схемой. Лиса - Конь - Ёлка –
5. Развитие буквенного синтеза. Логопед: «Сове нравится играть со словами. Она придумала игру «Волшебные домики» и предлагает поиграть. Переставь буквы в домиках так, чтобы получились слова. Назови и запиши спрятавшиеся в домиках слова. (Слова: зубр, рыбак, сказка, репка). В каком домике живут несколько слов? Какие это слова? (рыбка, рыбак, крабы). (Работа по карточке №3).
6. Физминутка. Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы» На моей руке пять пальцев (показать пальчики), Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки), Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений), Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки) Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)
7. Работа по преобразованию слов. Логопед: «СОВА так увлеклась, что не заметила, как время занятия подошло к концу и пришла пора прощаться. Но на последок СОВА решила показать фокусы со словами. Прочитай слова левого и правого столбиков. Запиши их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой. СЛОВА БУСЫ КОТЫ ТОЛЯ УСЫ КРОТЫ ОЛЯ ЛАМПА ЛАПА СОВА Образец: слова-сова, коты – кроты и т.д. Букву, которой эти слова отличаются, подчеркни» (работа по карточке № 4).
• Итог занятия. Логопед: «Скажи, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была? А чем отличаются звуки от букв? Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?». Карточка № 1
Задание: Вставь гласные буквы А. О. У. И К…ШК… КН… ПЛ…Т… К...Н… Л…Н… П… ...К СТ… Л С…Х…Р Б…Р…Б…Н
Карточка № 2 Задание: Подпиши под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии.
Карточка № 4. Задание: Прочитай слова левого и правого столбиков. Запиши их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой. СЛОВА БУСЫ КОТЫ ТОЛЯ УСЫ КРОТЫ ОЛЯ ЛАМПА ЛАПА СОВА
|