Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлёнок» г. Надым Конспект занятия. Тема: «Звуки [к], [кь]. Буква К». «Дикие животные». Подготовила учитель-логопед Шуть Олеся Сергеевна г. Надым 2014 г. Конспект занятия. Тема: «Звуки [к], [кь]. Буква К». «Дикие животные». Цель: продолжать учить различать и четко произносить звуки [к] и [кь] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К. Закреплять представление о диких животных. Задачи: 1. Коррекционного обучения: • Познакомить с новыми звуками; • Учить дифференцировать заданные звуки на слух; • Совершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;
• Познакомить с буквой К; • Закрепить умение составлять предложения по картинкам; • Закрепить умение писать слова с опорой и на слух. • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные». • Усваивать умение образовывать притяжательные прилагательные. 2. Коррекционного развития: • Развивать фонематический слух и фонематическое представление; • Развивать зрительное и пространственное гнозис; • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; • Развивать память, внимание, мышление. 3. Коррекционного воспитания: • Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним; • Воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности, инициативности; • Воспитывать чувство сопереживания. Оборудование: игрушки или картинки с изображением диких животных, диск со сказкой «Колобок», символы для обозначения гласных и согласных звуков, предметные картинки, счетные палочки, тетради, карандаши.
Ход занятия. • Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в сказке (музыка). А вы попробуйте догадаться, что это за сказка? Жили-были старик со старухой. Попросил как-то старик старуху испечь ему колобка. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригоршни с две. Замесила колобок на сметане, изжарила в масле и положили на окошечко постудить. - Ребята, вы догадались, что это за сказка? («Колобок») • Основная часть. - А в слове колобок какой первый звук? (Звук [к]) А как вы думаете, звук [к] гласный или согласный? Почему? А твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим цветом) - Ребята, у звука [к] есть младший братик звук [кь]. Звук [кь] какой твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым цветом) - Ребята, посмотрите, колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на двор, со двора за ворота, все дальше и дальше. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц. - Ребята, давайте с вами вспомним, как называют семью зайца? (Заяц, зайчиха, зайчонок – это заячья семья) - Колобок, колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, косой зайчик! - Хорошо, если выполнишь мое задание, отпущу тебя. - Ребята, давайте поможем колобку выполнить задание зайца? 1. Д/и «Поймай звук». Если услышите звук [к] или [кь], поймайте его, хлопнув в ладоши. А У К М И К К КЬ Т К КЬ МА КЫ СУ КИ АК УС ЫК КЯ МИ ЯК А сейчас другое задание. Когда услышите звук [к], поставите руки на пояс, а когда услышите звук [кь] – поднимите руки вверх. ЛАМПА КОТ СИТО КАША КИТ ДАЛЬ КИНО ТЕЛЕФОН - Молодцы, а теперь внимательно послушайте, а за тем повторите. КА-КА-КЯ КЯ-КЯ-КА КУ-КЮ-КУ КЫ-КЫ-КИ КО-КЁ-КО КИ-КИ-КЫ КЮ-КЮ-КУ КИ-КЫ-КИ КЁ-КЁ-КО КА-КЯ-КА КЯ-КА-КЯ КУ-КУ-КЮ - Молодцы, помогли мы колобку выполнить задания зайца. Отпустил заяц колобка. И покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему волк. А семья волка? (Волк, волчица, волчонок – это волчья семья). - Колобок, колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, серый волк, я тебе пригожусь! - Хорошо, если поможешь мне выполнить задание, отпущу тебя. - Поможем колобку? 2. - Мы сейчас выполним с вами звуковой анализ слова «волк» (дети самостоятельно выкладывают звуковой анализ слова). - В слове «волк» есть звук [к]? - Какой он по счету? - Сколько слогов в слове волк? - Сколько звуков в слове «волк»? Назовите их по порядку? - Какой первый звук? Какой второй и т.д.? (характеристика звуков: гласный или согласный, твердый или мягкий) - Молодцы, ребята, помогли волку и колобку. Поблагодарил волк колобка и отпустил его. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь. (Медведь, медведица, медвежонок – это медвежья семья). - Колобок, колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, косолапый, я тебе пригожусь! - Хорошо, поиграй со мной и я тебя отпущу. 3. - Ребята, придумайте, пожалуйста, слова со звуком [к] и [кь]. Сначала слова, где звуки находятся в начале слова, затем в середине и в конце. (дети придумывают) - А теперь, посмотрите, на столе лежат картинки. Мальчики выбирают картинки со звуком [к], а девочки выбирают картинки со звуком [кь]. Составить со своей картинкой предложение. - Молодцы, ребята, что поиграли с косолапым, и за это он отпустил колобка. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса. (Лис, лиса, лисенок – это лисья семья). - Колобок, колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, лисичка, я тебе пригожусь! - Ладно, помоги мне ребят познакомить с буквой К. 4. - Ребята, у звука [к] есть старший брат. Это буква К. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, читаем и пишем) - Ребята, а сколько нужно элементов, чтобы написать букву К? (выкладывают из палочек букву К) - А теперь построим букву К из пальчиков: указательный и средний палец образовали галочку. Правый указательный палец направлен вверх палочкой. - Давайте мы с вами напишем букву К пальцем на парте, а теперь представим, что наш пальчик – это «волшебная палочка», напишем «волшебной палочкой» букву К в воздухе. - Молодцы, а теперь давайте напишем слово «кот» в тетрадях. (дети пишут слово). А теперь слово «кит». - Лисе очень понравилось, как вы выполнили ее задания, и она отпускает колобка домой. - А теперь давайте вспомним с вами, что мы сегодня узнали на занятии, с какими звуками и буквой познакомились? - А с кем мы еще сегодня познакомились на занятии? (С дикими животными) А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу, добывают сами себе пищу). - Молодцы!
|