Методическая разработка и реализация проекта по формированию навыка диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр - драматизаций Раздел Логопеду МБДОУ «Детский сад No50 комбинированного вида» п.Вырица Воспитатель: Ансон Татьяна Николаевна Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребѐнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошколь ном возрасте.
Скачать конспект Задача формирования диалогического общения выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития. Цель проекта : Формирование навыка диалогической речи детей с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр - драматизаций. Задачи проекта: 1. Совершенствовать и расширять коммуникативные навыки детей. 2. Формировать желание самостоятельно играть. 3. Расширять социальный опыт детей. 4. Поддерживать желание детей самостоятельно подбирать игровые атрибуты. 5. Развивать умение согласовывать тему игры, игровые действия, самостоятельно распределять роли. 6. Закрепить умение усложнять игру путем расширения состава ролей. 7. Создание условий для речевого самовыражения, развития новых сюжетов. 8. Закрепить 9. Развивать умение планировать предстоящую игру, сообща выполнять задуманное, справедливо решать споры. 10. Воспитывать дружеские взаимоотношения 11. Пополнять и расширять словарный
запас детей. В соответствии с этим проектная работа была организованна в 5 этапов: Первый этап: обзор литературы по данной проблеме Второй этап: разработка и подбор адекватных методик для выявления уровня развития диалогической речи в старшем дошкольном в озрасте; Третий этап: на основе данных методик выявить уровень развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста; Четвертый этап: внедрение проекта в работу; Пятый этап: повторная диагностика уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему рече вого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать еѐ нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Можно выделить несколько групп диалогичес ких умений 1. Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника); проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать своѐ мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;
говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога 2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие. 3. Умение общаться в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе. 4.Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы. 5.Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов. Вышеназванными умениями ребѐнок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослы ми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога. Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации). Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие). Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие): «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин», « Разговор по телефону», « В гостях у куклы». Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнѐрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопросправильно . Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. На подготовительном этапе была проведена работа по подбору литературы, разработке наглядных материалов, диагностического инструментария. Диагностический этап, заключал в себе проведение пакета диагностических методик, с целью выявления уровня развития навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Задание No 1 Индивидуальные беседы с детьми на тему: « Моя любимая игрушка». Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных беседах. Описание методики: установить контакт с ребѐнком, доверительные отношения и на этом фоне создать ситуацию разговора. Для определения особенностей диалогического общения детям задавались вопросы. Вопросы для разговора с детьми: - какие игрушки у тебя есть дома? - какая самая любимая? - расскажи, какая она? - какие игрушки нравятся в детском саду? В результате анализа полученных данных составлена характеристика коммуникативных умений детей . Задание No 2 Речевые ситуации
Цель: выявить умения ребѐнка самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба). Описание методики: I ситуация: Ты пришѐл в детский сад, встретил воспитательницу. Как ты еѐ будешь приветствовать? II ситуация: Ты хочешь взять свою любимую игрушку, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью? Задание No 3 Цель: выявление умений у ребѐнка задавать вопросы в ходе разговора. Описание методики: ребѐнку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по еѐ содержанию: - « Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня». Во время эксперимента не вступать в беседу с ребѐнком, а только отвечать на вопросы. В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей.
|